ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме:
«День Победы. 80 лет со дня освобождения Севастополя и Крыма»
Цель занятия: расширять представления обучающихся о подвиге и героизме, способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений, воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в Великой Отечественной войне и благодарность воинам, защищающим Родину, развивать ценностные жизненные приоритеты – служение Отечеству, патриотизм.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основные смыслы: День Победы — особый праздник для нашей страны, это праздник памяти, чести, достоинства, праздник слёз радости и скорби одновременно. Ежегодно 9 мая мы вспоминаем о великих сражениях Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме воинов-освободителей, отдавших свои жизни за жизнь и свободу будущих поколений.
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого села и города в нашей стране. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны.
Планируемые результаты. Личностные:
- проявлять желание изучать историю нашей Родины, знать о великих судьбоносных сражениях Великой Отечественной войны;
- осознавать необходимость помнить историю своей страны;
- проявлять уважение к памяти людей, перенёсших тяготы Великой Отечественной войны и испытывать чувство гордости за нашу страну.
Метапредметные:
- проявление активности, интереса к обсуждаемым вопросам;
- работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе предст авленного материала;
- коммуникативная активность и сотрудничество в совместной исследовательской деятельности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Партнер занятия: Российское военно-историческое общество
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и видеоматериалов.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагменты,
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – обеспечить познавательный интерес к теме, подготовить к участию в последующем обсуждении, содействовать ценностному отношению к празднику 9 Мая.
Часть 2. Основная
В основной части педагог проводит беседу на материале подготовленных рассказов обучающихся и подводит к обобщённому выводу о необходимости сохранения исторической памяти.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия, обобщение материала.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, рассмотрите фотографии. К какому празднику мы готовимся? Как его отмечает наша страна?
Ответы обучающихся.
Учитель. 9 мая 1945 года – день Великой Победы нашего народа над безжалостным врагом: день радости и скорби. 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война с фашистской Германией и продолжалась она четыре долгих, тяжёлых года. Послушайте фрагмент песни и обратите внимание, как названа в ней война.
Демонстрация песенного фрагмента «Священная война» (В. И. Лебедев-Кумач, А. В. Александров).
Учитель.
Идёт война народная, Священная война!
Почему именно такие слова выбрал автор?
Ответы обучающихся.
Учитель. Война всего нашего народа против захватчиков, именно поэтому День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Все четыре года, которые длилась Великая Отечественная война, вся страна делала всё, чтобы приблизить Победу! «Всё для фронта, всё для победы!». Рассмотрите фотографии, как помогали труженики тыла армии?
Ответы обучающихся.
Учитель. Помощь тружеников тыла была огромная: они выпускали оружие для фронта, занимались сельским хозяйством, строили укрепления и многое другое.
Трудились ради Родины и общей Победы, и только это имело значение – так вспоминает годы войны герой нашего сегодняшнего занятия, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Севастополя Портная Александра Ивановна. Сейчас ей 101 год! Давайте послушаем её воспоминания о тех страшных четырёх годах жизни.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Ребята, какие из воспоминаний Александры Ивановны вас
эмоционально тронули?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Учитель. Победа приближалась. С каждым днём наша армия продвигалась вперёд, освобождая нашу землю от фашистских захватчиков.
Ребята, о каком крупном сражении Великой Отечественной войны мы не так давно с вами говорили? О каких ещё битвах Великой Отечественной войны вы знаете?
Ответы обучающихся: освобождение Ленинграда от блокады. Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, взятие Берлина и др.
Учитель. Вспомните картину А. Дейнека. О каких событиях она нам рассказывает?
Ответы обучающихся.
Учитель. «Оборона Севастополя» показывает бесстрашие и отвагу защитников Севастополя. Ведь в начале войны немецким войскам потребовалось 250 суток, чтобы захватить Севастополь. В 1944 году нашей армии понадобилось 35 суток, чтобы прорвать мощную оборону крымской группировки и очистить от захватчиков весь полуостров. И 9 мая 1944 года город русской славы Севастополь был освобождён, а Москва салютовала в честь освобождения города. Позже Севастополю было присвоено звание
«город-герой».
Послушайте стихотворение. Почему важно помнить о страницах истории
нашей страны и передавать их из поколения в поколение?
Победа
Мой прадед рассказывал мне о войне. Как в танке сражались,
Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну, Победа пришла
В сорок пятом году! Вечернее небо, Победы салют.
Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту –
Детям своим расскажу, Как прадеды их
Защищали страну!
(А. Усачев)
Методический комментарий. Предварительно учитель предлагает
школьникам подготовить небольшие сообщения о родных – участниках
Великой Отечественной войны или участниках СВО, принести их фотографии.
При желании обучающиеся могут подготовить рассказ о любом герое войны.
Учитель. Всё дальше от нас события Великой Отечественной войны. Уходят и люди, которые помнят эту войну. Но не исчезает память о подвиге народа. Она сохраняется в песнях, книгах, фильмах, фотографиях, воспоминаниях и рассказах прадедов. Она остаётся в нашей памяти. У многих в семьях хранятся альбомы с фотографиями военных лет, письма с фронта, награды и ордена. Расскажите истории, которые вы подготовили.
Выступления обучающихся.
Учитель благодарит детей за подготовленные рассказы и обсуждает с классом, как семейные истории о героях будут представлены на общешкольной линейке.
Часть 3. Заключение
Учитель. Ставшие крылатыми слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» являются незыблемым нравственным законом уже ни одного поколения россиян. Память священна. Очень важно нам всем, живущим сегодня, не забывать уроки истории, помнить о том, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне, хранить мир и быть готовыми защищать свою любимую Родину, землю своих предков, так много сделавших для народа и отдавших свои жизни для её мирного процветания.
Демонстрация видео со словами песни «День Победы».
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс чтецов на тему «Помним! Гордимся».
Конкурсы тематических рисунков: «Мир, который они защитили»,
«Пусть всегда будет солнце» и другие.
Конкурсы плакатов, посвящённые военным и трудовым подвигам нашего народа: «Победа будет за нами», «Защитники Родины», «Наш труд – фронту».
Просмотр художественных фильмов (фрагментов), отражающих подвиги нашего народа, детей и взрослых, в Великой Отечественной войне.
Экскурсии в музеи, посещение памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
Участие в народном движении «Бессмертный полк» (в классе, в школе, в родном городе, селе и т. п.).
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием памятников, мемориалов, посвящённых ключевым сражениям в ходе Великой Отечественной войны; сочинения на темы: «Военные реликвии в моей семье»,
«Военные страницы жизни моих прадедов», «Традиции празднования Дня Победы в моей семье».
Литературное чтение: внеклассные мероприятия «Моя любимая книга о войне»; чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых жизни и подвигам нашего народа, в том числе детей и молодых людей в военные годы (например, Л. Кассиль «Улица младшего сына», С. Алексеев «Битва за Москву», «Подвиг Ленинграда», «Победа под Курском»; Л. Пантелеев «Рассказы о войне для детей», В. Воскобойников «Рассказы о юных героях», И. Носов «Юные герои Великой Отечественной» войны и др.). Окружающий мир: выращивание в классе или дома цветов к празднику 9
Мая; знакомство с событиями истории и легендарными личностями Великой Отечественной войны.
Технология: изготовление поделок, открыток в подарок пожилым
родственникам, детям войны, ветеранам.
Музыка: прослушивание и исполнение военных песен; знакомство с музыкальными произведениями, созданными в военные годы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа «Школьный музей Победы», https://schoolvictorymuseum.ru. Парк Победы, https://victorymuseum.ru/projects/park-pobedy/.
Программа «Орлята России», https://orlyatarussia.ru/.
Выставка «Подвиг народа» в Музее Победы, https://victorymuseum.ru.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность всем защитникам нашей страны за проявление героизма и сохранение мира.
Благодарность государству за поддержку проектов и общественных движений, сохраняющих память о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Благодарность участникам Специальной военной операции за проявление
героизма и достойное служение делу защиты России.