ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся классов по теме
«ВЕК ИНФОРМАЦИИ. 120 ЛЕТ ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ РОССИИ ТАСС»
Цель занятия: знакомство обучающихся с Информационным агентством России ТАСС как главным государственным информационным агентством страны, источником достоверной информации о России и мире. Формирование представлений младших школьников о значении информации в жизни общества и важности использования достоверных источников её получения, развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы: Информационное агентство России ТАСС – источник достоверной, объективной и оперативной информации о событиях в стране и мире. ТАСС входит в число крупнейших мировых агентств и является одной из самых цитируемых новостных служб страны.
На протяжении 120 лет журналисты ТАСС собирают и передают для нас
проверенную и актуальную информацию о событиях в России и мире.
В век информации критическое мышление становится необходимым навыком для каждого человека. Чтобы не стать жертвой фейков, важно уметь анализировать, оценивать и проверять как саму информацию, так и ее источник.
Планируемые результаты. Личностные:
- понимать важность выбора достоверного источника информации, проверки и оценки полученной информации на достоверность;
- расширять свой кругозор и эрудицию: анализировать информацию и
факты о важных и ярких событиях общественной жизни страны;
- стремиться к расширению своих представлений о достижениях России.
Метапредметные:
- работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в разной форме;
- участвовать в анализе информации, поиске фактов, подтверждающих или опровергающих её истинность;
- принимать участие в совместной деятельности;
- участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение, соблюдать правила общения в учебном диалоге.
ПАРТНЁРЫ ЗАНЯТИЯ:
Информационное агентство России ТАСС, https://tass.ru/ АНО «Диалог Регионы», https://dialog.info/
Мастерская новых медиа, https://мастерскаяновыхмедиа.рф/
«Лапша Медиа», https://lapsha.media/
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и выполнение интерактивных заданий, работу с текстовым и иллюстративным материалом.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- комплект видеоматериалов;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. С этой целью организуется познавательная беседа, актуализирующая знания обучающихся в области распространения информации.
Часть 2. Основное содержание
Обсуждение видеоматериала о работе Информационного агентства России ТАСС. Познавательная беседа после просмотра видео раскрывает основные смыслы занятия, а организация и выполнение интерактивных заданий помогает показать возможности детей в поиске, отборе и обработке информации, оценке её точности, представлении в виде новости. С целью активизации деятельности обучающихся им предлагается выполнить ряд заданий.
Часть 3. Заключение
Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнём со стихотворения замечательного детского поэта Сергея Михалкова «А что у вас?». Послушайте небольшой отрывок стихотворения и подумайте, почему оно так называется (демонстрация презентации).
Дело было вечером, Делать было нечего… Тут сказал ребятам Боря Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь! А у вас?
- А у нас сегодня гость! А у вас?
- А у нас сегодня кошка Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
- А у нас в квартире газ! А у вас?
- А из нашего окна Площадь Красная видна!…
Учитель. О чём вы узнали из разговора детей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, каждый из них рассказывает о каком-то случае или событии из своей жизни. А вы знаете, как называется то, чем ребята делятся друг другом? Как называется рассказ о каком-то событии, о котором вы только что узнали от другого человека?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правы, речь идёт о новостях. Новость – это информация о событии, которое произошло недавно, происходит сейчас или состоится в ближайшее время. А для чего нам нужны новости? Как не «потеряться» в мире новостей? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Часть 2. Основная
Учитель (демонстрация презентации). Давайте познакомимся с некоторыми новостями и подумаем: для чего они нам нужны? О какой информации мы узнали из новостей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Наш век часто называют веком информации. Ежесекундно в мире происходит множество событий, и, изучая новости, мы не только узнаём что-то новое и интересное, но и учимся оценивать события, их влияние на нашу жизнь. Новости помогают оставаться в курсе актуальных событий и понимать, что происходит в мире и вокруг нас.
Например, вы с родителями вечером послушали прогноз погоды и узнали, что на следующий день будет дождь. Расскажите, это как-то повлияет на вас?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, вы постараетесь не забыть куртку, плащ или зонтик. Безусловно, информация всегда была важной частью жизни человека. Но в современном мире роль информации безгранично выросла. Приведите свои примеры, как полученная информация помогает нам в жизни и учёбе.
Ответы обучающихся.
Учитель. Миллиарды единиц информации, лента новостей, множество сообщений в социальных сетях – всё это создаёт образ современного активного человека. Попробуйте представить себе, а как люди узнавали новости в прошлом, без интернета и телевидения?
Ответы обучающихся.
Учитель. Раньше люди узнавали новости друг от друга, использовали для этого, например, почтовые сообщения, которые передавали…птицы! Посмотрим об этом небольшое видео.
Демонстрация видеоролика «Голубиная почта».
Учитель. Вот такой необычный способ узнавать новости был в прошлом.
А как мы сейчас узнаём новости?
Ответы обучающихся.
Учитель. Но как информация попадает на наши устройства?
Ответы обучающихся.
Учитель. Сегодня информация распространяется благодаря цифровым технологиям в работе журналистов. Давайте посмотрим видео с генеральным директором Информационного агентства ТАСС Андреем Кондрашовым.
Демонстрация видео с Андреем Кондрашовым. 1 часть.
Учитель. ТАСС – это главное государственное информационное агентство России, которое доносит достоверную информацию о нашей стране и мире. Это еще и одно из самых цитируемых информационных агентств нашей страны.
Ребята, какую важную задачу выполнял и выполняет ТАСС?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте узнаем о том, как со временем изменилась работа ТАСС и какую ответственную задачу выполняют корреспонденты.
Демонстрация видео с Андреем Кондрашовым. 2 часть.
Учитель. Заинтересовала ли вас работа корреспондентов? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, у корреспондентов интересная работа, но на них лежит и большая ответственность за достоверность получаемой нами информации. Какие приёмы для этого использует ТАСС? Посмотрим.
Демонстрация видео с Андреем Кондрашовым. 3 часть.
Учитель. Действительно, в жизни мы сталкиваемся с множеством информации, и важно научиться отличать надёжные источники от тех, которым не стоит доверять. Давайте прочитаем сообщения, каким из них нельзя доверять? (демонстрация презентации).
Ответы обучающихся.
Учитель. Почему вы выбрали эти варианты? Попробуйте сформулировать, в каких случаях не стоит верить получаемой информации? Почему?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключение
Учитель. Спасибо вам за ответы. Действительно, проверка информации
— важный навык любого человека в современном мире. Ребята, а где вы находите и как проверяете информацию?
Ответы обучающихся (достоверная информация – центральные СМИ, словари, справочники, учебники).
Учитель. Давайте проговорим, что важно делать, чтобы проверить информацию (демонстрация презентации).
прочитать новость целиком (не только заголовок); проверить автора публикации;
убедиться, что это не розыгрыш;
проверить информацию в нескольких источниках, про которые вы уже знаете, что им можно доверять.
Учитель. Как вы думаете, почему важно перепроверять информацию и рассказывать (передавать) только ту, в содержании которой вы уверены и можете объяснить эту уверенность?
Ответы обучающихся (не навредить, не дезориентировать, не обидеть,
не причинить вред).
Учитель. Помните: знание — это сила, особенно в наш век информации, где умение разбираться в потоках новостей — важный навык. И именно благодаря таким информационным агентствам, как ТАСС, мы можем быть уверены, что получаем проверенную и достоверную информацию!
ПОСТРАЗГОВОР
Посещение открытых лекций, в том числе онлайн, учёных, писателей, исследователей.
Изучение тематических выставок и экспозиций в музеях, посвящённых истории СМИ и журналистики.
Просмотр документальных фильмов о журналистике и роли информации в современном мире.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: составление небольших текстов, анализ пословиц и поговорок «Знание трудом добывается», «Знание и мудрость украшают человека», «Знание приобретёшь – не пропадёшь», «Знание лучше богатства». Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. В. Михалкова «А что у вас?», В. В. Бианки «Лесная газета», Б. В. Заходера
«Птичья школа».
Окружающий мир: знакомство с деятельностью российских журналистов.
Технология: ознакомление с современными информационными
средствами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Об агентстве ТАСС. https://tass.ru/tass-today
- Фотобанк ТАСС: фото, сток и видео для проектов, СМИ и издательств https://www.tassphoto.com/ru
- Спецпроект. 120 лет ТАСC. Как ТАСС работает с новостями с 1904 года https://spec.tass.ru/tass-120-let/
- «Говорит ТАСС». Константин Паустовский – о жизни телеграфного агентства изнутри https://tass.ru/spec/paustovskij
- Проект ТАСС для подростков «Ньюм и ТД» https://newm-project.ru/, https://vk.com/newm
- Инфографика ТАСС https://www.tassphoto.com/ru/infographics
- Материалы Российского общества Знание https://nauka.znanierussia.ru/
- Квант М. На связи! От сигнального костра до Интернета – М.: Издательство Настя и Никита, 2023.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность журналистам и корреспондентам, которые, рискуя жизнью, собирают достоверную информацию и освещают важные события в стране и мире. Осознание значимости достоверной информации для сохранения исторической правды и культурного наследия.