Разговоры о важном 9 января 2024 года 9 класс

Поделиться:

Говорим о важном с А.А.Усачевым. Видео Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»

 

Цель: формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за родную страну, за деятельность выдающихся соотечественников, формирование представления у обучающихся о значимости издания первой печатной азбуки Ивана Федорова – учебного пособия по обучению грамоте.

 

Основные смыслы: знание истории родного языка помогает нам сохранять культурное наследие, понимать мир и нашу идентичность. Родная азбука — это культурный код, формирующий мышление и коммуникацию. Книгопечатание позволило сохранить и распространить знания, способствуя развитию образования и культуры. Изучение родного языка и его истории важно для уважения к культурному наследию и развития общества.

 

Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и выполнение заданий с последующим обсуждением.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоролики,
  • презентационные материалы.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, предлагаю совершить путешествие в прошлое. Представьте, что мы с вами переместились во времена правления Ивана Грозного.

Перед нами надпись, попробуйте её прочитать.

Учитель выводит на экран слайд с надписью:

Азбꙋка: отъ А до Ѵ

Ответы обучающихся.

Учитель. Если мы обратимся к азбуке 1574 года, то прочитаем эту фразу так – «Азбука: от Аз до Ижицы».

Именно так тема нашего занятия «Азбука: от А до Я» была бы написана учеником, который изучал грамоту по первой напечатанной азбуке.

Учитель выводит на экран слайд с азбукой 1574 года (в итоговом варианте будет с подписанным названием букв).

Методический комментарий: необходимо пояснить детям, что в XVI веке первой буквой алфавита была буква А (аз), последней буквой русского алфавита была V (ижица), поэтому тема звучала бы не «От А до Я», а «От Аз до Ижица».

 

Учитель. А теперь перенесёмся на сто с лишним лет вперёд во времена Петра I и сравним азбуку конца XVI века с алфавитом 1708 года. Что их объединяет? Чем они различаются?

Учитель выводит на экран слайд с алфавитом 1708 года.

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, букв стало меньше. Давайте, попробуем понять, что общего у букв, которые исчезли из азбуки.

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Первый русский алфавит был создан на основе греческого языка, и поэтому в нём использовался ряд греческих букв, обозначающих звуки, которых не было в русском язык.

За ненадобностью в использовании в XVIII веке перестали существовать

– пси, кси, фита, ижица, омега, иже, зело, ять, юс малый, юс большой и ещё два юса.

Учитель. Кстати, есть ещё один интересный факт, в XVI веке буквы использовались и для обозначения цифр, от Аз и до Фиты шли цифры от одного до девяти, от Како – десятки, от Рцы – сотни. Таким образом, например, число девятьсот тридцать семь мы бы записали как ЦЛЗ. Петр I же ввёл привычные нам арабские цифры.

Учитель. Ребята, как мы видим, «увольнению» подвергся и витиеватый шрифт. М. В. Ломоносов писал: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Как думаете почему?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Для реформ Петра I требовались грамотные люди, а, следовательно, их нужно было обучать, а значит, необходимо было увеличить объёмы книгопечатания. Типографские станки, печатающие витиеватый шрифт стоили дороже и печатали медленнее.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, правила использования какой буквы, сохранившейся и в современном алфавите, позволили существенно сократить расходы государственной казны?

Демонстрация слайда презентации «Вывески XIX века».

За подсказкой отправимся на прогулку по уликам XIX века, обратите внимание на вывески – «Складъ мануфактурныхъ товаровъ», «Чай, сахаръ, кофе», «Торговый домъ братьевъ Альшвангъ», «Ресторанъ „Посадъ“».

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, речь о букве ъ. А как она повлияла на бюджет страны узнаем из видеоролика.

Демонстрация видеоролика «Буква Ъ».

Раньше буква твёрдый знак называлась [еръ], и, вы не поверите, у неё был голос. В древнерусском языке [еръ] обозначал полугласный звук, который был похож на невнятное «о», а современный мягкий знак тогда имел звук невнятного «е».

Звуки из речи ушли, а буквы в написании слов остались. Они помогали отличить мел от мель (мелъ – мель) и мол от моль (молъ – моль). И что такого? – спросите вы. А то, что согласная на конце слова мел и так читается твёрдо, зачем же ставить ещё один знак? Вы только представьте: роман Толстого «Война и мир» после отмены знака [еръ] похудел минимум на 70 страниц. На первый взгляд безобидный, молчаливый символ съедал более 8% времени при печати и ежегодно стоил России более 400 000 рублей. Согласитесь, дороговато для буквы, которая в большинстве случаев не играет никакой роли.

Учитель. Ребята, предположите, будет ли в дальнейшем меняться наша азбука? Каковы могут быть причины её изменения?

Ответы обучающихся.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, а вы можете представить жизнь без письменности, без книг, без текстов, которые вы читаете в разных устройствах?

Ответы обучающихся.

Учитель. В чём вы видите важность того факта, что у человечества всё же письменность есть? Есть языки, есть книги?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Сейчас книги окружают нас повсюду, а было время, когда привычных нам с вами печатных книг ещё не существовало. Книги писали от руки, и не сразу на бумаге.

 

Учитель. Перенесёмся в начало XVI века, типографий на тот момент в России не существовало.

Перед вами две коробки. В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – и маленький пузырёк с чернилами.

В другой коробке – пласт берёзовой коры и палочка.

Ваша задача – написать письмо. Расскажите, как вы будете использовать эти предметы для решения поставленной задачи.

Обучающиеся с помощью учителя поясняют, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

Берёзовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую берёзовую

«страницу» от жёсткой коры, распрямить, подсушить; заострённой палочкой – её называют «писало» – можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.

Учитель. Сколько времени заняло бы у вас написать одну страницу? Как вы думаете, сколько времени заняло бы написать хотя бы небольшую книгу (тот же «Букварь», «Азбуку», с которой вы начали своё обучение в начальной школе)?

Ответы обучающихся.

Учитель. Работа по переписыванию книг была очень сложной и требовала большого терпения и времени. Заглавная буква рисовалась и

 

 

 

огромным событием в жизни человечества.

В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу для обучения

«Азбуку», был Иван Федоров. И произошло это 450 лет назад. Давайте узнаем об этом событии поподробнее.

Демонстрация видеоролика, дикторский текст.

Представим, что мы идём с вами по одной из московских улиц – Театральному проезду. Наше внимание привлекает необычный памятник – мужчина в средневековой одежде в одной руке держит лист, а другой опирается на что-то.

Подойдём поближе и прочитаем надпись – Иван Федоров.

Это памятник Ивану Федорову человеку, создавшему первый Печатный двор в Москве и напечатавшему первую в нашей стране книгу. До этого книги переписывались от руки. Первопечатник изображён во время работы — рассматривает напечатанную страницу, левой рукой он придерживает печатную наборную доску. А через десять лет в 1574 году он напечатал первый в стране учебник – «Азбуку». Конечно, до появления печатной книги были рукописные азбуки, но их не могло быть много, а Иван Федоров прекрасно понимал, что чем больше людей будет уметь читать, тем будет лучше. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

450 лет назад тексты, которые читали и писали, отличались от современных текстов. В «Азбуке» было 40 листов, 80 страниц. Первые страницы азбуки знакомили детей с буквами – их в «Азбуке» 45, потом шли страницы, позволяющие отработать чтение слогов, потом шли страницы, на которых раскрывались некоторые особенности изменения слов. А потом следовали страницы с текстами, которые помогали закрепить навык чтения. На последних страницах азбуки Иван Федоров разместил поучения, часть которых адресована детям, другая же предназначалась для родителей и воспитателей.

Но, как и сейчас, в те времена «Азбука была к мудрости ступенька» и открывала дорогу в мир чтения. Появления печатных азбук очень много значило, потому что приобретение первых учебников становилось намного доступнее, а значит, большее число людей становились грамотными, просвещёнными.

 

Учитель. Ребята, в чём заключается вклад И. Федорова в развитие страны? Почему его имя навсегда вошло в историю России?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: важно подчеркнуть, что заслуга И. Федорова не только в том, что он напечатал первую «Азбуку», но и был её составителем, тем самым заложил основы обучения грамоте. Создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, — это рывок, без которого немыслимо было бы будущее России, её развитие и мощь.

Учитель. Надо сказать, что личность самого Ивана Фёдорова вызывает большой интерес. История сохранила очень немного сведений о мастере, но и даже некоторые факты рисуют нам очень незаурядного человека. Познакомимся с ним поближе. Ответьте на вопросы викторины.

 

Выполнение интерактивного задания «Верю – не верю».

  1. Иван Федоров владел пятью языками.

Правда. Кроме русского, И. Федоров свободно владел латынью, греческим, немецким и чешским языками.

  1. Иван Федоров всю свою жизнь занимался только книгопечатаньем.

Неправда. Видеоответ: несмотря на то что практически всю свою жизнь Федоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).

  1. Работа над изданием первой русской книги длилась 11 месяцев.

Правда. Видеоответ: первая русская книга назвалась «Апостол» и была настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Иван Федоров работал над её изданием 11 месяцев. Тираж составил 1 тыс. экземпляров, до наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.

  1. Благодаря Ивану Федорову в русском языке появились пробелы между словами и фразами.

 

«Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник И. Федоров потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения, так в тексте появились пробелы между словами и предложениями.

  1. Иван Федоров напечатал автобиографию, в которой был размещён его портрет.

Неправда. Современным историкам не известна ни точная внешность Ивана Федорова, ни точные годы его жизни. Не сохранилось (или не существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного описания его внешности или характера).

Учитель. Как вы знаете, во времена Ивана Федорова, да и много времени спустя, до начала использования специальных умных типографских машин и компьютеров, мастеру при печати приходилось набирать текст из отдельных букв. Как при этом должны были располагаться буквы в каждом слове?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, зеркально!

Попробуйте из таких «перевёрнутых букв» составить фразу.

Интерактивное задание «Набор текста в типографии».

В     интерактивном     задании     предлагается     составить     фразу:

«Ученье — свет, а неученье — тьма».

Часть 3. Заключение

Учитель. Ребята, вы успешно решили интерактивные задания, надеюсь, узнали много нового о русской азбуке, о первой печатной русской книге, о книгопечатном деле.

Первопечатник Иван Федоров был одновременно и автором, и редактором, и корректором, и иллюстратором, дизайнером, и верстальщиком, и наборщиком, и печатником, и переплётчиком. Долгие годы уходили у первопечатников, чтобы овладеть мастерством.

 

Сегодня над книгой работают целые коллективы профессионалов, которые прошли обучение в вузах и колледжах и постоянно совершенствуют свои навыки на курсах.

 

Задание. Составьте кластер «Создатели книг». Выберите из списка профессии, без которых связь между писателем и читателем была бы разорвана.

Писатель → …… → читатель

Редактор, мерчандайзер, дольщик, корректор, верстальщик, художник- иллюстратор, печатник, геймдев, тестировщик.

Учитель. Ребята, книги не могут существовать без читателей. И все мы с вами – читатели.

Поделитесь, что читаете вы? Что вам больше нравится? Какой жанр? Какие авторы? Что бы вы могли порекомендовать почитать своим одноклассникам или ребятам помладше?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Дополнительный блок, с последующей реализацией в рамках постразговора.

Учитель. Представьте, что у вас появилась возможность открыть онлайн- библиотеку «Русская литература» для того, чтобы заинтересовать чтением, русской литературой, русской культурой подростков из разных уголков мира. Составьте список из 15–20 ваших самых любимых книг. На основе ваших ответов мы составим список книг и опубликуем его в социальных сетях нашей школы.

Самостоятельная работа обучающихся в рамках постразговора.

 

Учитель. Ребята, а хотел бы кто-то из вас стать писателем? О чём бы хотели писать? В каком жанре? Почему?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Попробовать себя в роли писателя можно уже сейчас. В нашей стране существует ряд литературных конкурсов для ребят, которые уже сейчас пишут книги.

Учитель знакомит обучающихся с литературными конкурсами для школьников (демонстрация презентации):

 

Литературный конкурс «Спасите пушкинский язык!» https://vsekonkursy.ru/literaturnyj-konkurs-spasite-pushkinskij-yazyk.html Литературный конкурс «Класс!»

https://konkurs-klass.ru/

Учитель. Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили об азбуке и книгопечатании. По-вашему, как деятельность первопечатника Ивана Федорова повлияла на такие сферы жизни человека, как:

  • обмен информацией;
  • научные открытия и изобретения, развитие науки и технологий;
  • развитие культуры?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель, подводя итоги. Верно, ребята! Деятельность Ивана Федорова в XVI веке оказала огромное влияние на жизнь нашего общества. Изменился способ распространения информации, делая её более доступной и эффективной.

Книги, газеты и другие печатные материалы стали доступнее, позволяя обмениваться знаниями, и развивать образование, проводить научные исследования, делая обмен научной информацией более эффективным и способствуя развитию науки и технологий.

Кроме того, расширение доступа к книгам, возможность чтения разной литературы послужили развитию культуры в нашем обществе.

 

Учитель. Завершая наше сегодняшнее занятие, хочу подчеркнуть, что родной язык — это не только средство общения, но и ключевой элемент национальной идентичности. Через язык мы передаём знания, опыт и культурные ценности из поколения в поколение.

И чтение здесь играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия, помогая нам лучше понять историю, традиции и обычаи своего народа. Через чтение мы можем познакомиться и с особенностями других языков и культур. Всё это расширяет наши знания о мире вокруг нас, а также способствуют сохранению уникальности каждого народа.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Составление списка рекомендованной литературы для различных классов школы.
  • Организация книгообменника в школе.

 

  • Организация экскурсий в библиотеки города.
  • Организация экскурсии в исторический музей.
  • Посещение (в   том числе   и   виртуально) павильона № 58 «Центр славянской письменности „Слово“»: https://slovo.vdnh.ru/

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: курс русского языка, родного языка.

Литература: древнерусский эпос, эпосы народов России.

История: темы, связанные с книгопечатанием и развитием культуры.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Интернет-проекты:

  1. Год Литературы. Учиться: https://godliteratury.ru/rubrics/theme/education
  2. Премия «Литблог»: https://litinstitut.ru/content/litblog-0
  3. Премия «Большая книга»: https://www.rsl.ru/ru/all-news/bolshaya-kniga- 2023
  4. «Россия – страна достижений»: https://достижения.рф

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, занятым в профессиях, связанным с изготовлением и распространением книг, сохранением памятников письменности и культуры.