РОВ 24.03.25 7 класс «Что значит служить Отечеству?»

РОВ 24.03.25 1 класс Поделиться:

Говорим о важном с Евгением Поддубным Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятие 22
Что значит служить Отечеству? (280 лет со дня рождения Ф. Ушакова)
Цель:  развитие   у   обучающихся   представлений о гражданском долге и служении Отечеству на примере адмирала   Ф.  Ф.  Ушакова,   ценностного   отношения к историческим    традициям,    чувства    патриотизма и ответственности за судьбу Родины; развитие потребности в самовоспитании таких нравственных качеств, как честь, добросовестность, ответственность, стремления следовать нравственным примерам.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы:
Основные смыслы:
Служение Отечеству – это не только военная обязанность, но и деятельная любовь к Родине, стремление к её процветанию и защите.
Каждый, кто заботится об общественном благе, регулярно совершает достойные и честные поступки, служит Отечеству.
Федор Федорович Ушаков – один из символов воинской славы России, пример мужества, преданности Отечеству и высокого профессионализма.
Долг, честь и милосердие – нравственные традиции российского народа.
Верность нравственным идеалам и принципам помогает человеку выполнять свой долг.
Историческая  память  о  героях  вдохновляет на уважение традиций, формирует национальную гордость и чувство патриотизма.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие  предполагает  использование  видеоматериалов и презентации.
Комплект материалов:
сценарий;
методические рекомендации;
видеоматериалы;
презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: беседа, лексическая работа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика
«Жизнь и подвиги адмирала Ушакова», видеоролика- интервью, беседа, вариативно – чтение и обсуждение фрагмента литературного произведения.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Ребята, на «Разговорах о важном» мы часто говорим о достижениях нашей страны, которыми мы можем гордиться. Мы говорили о научных открытиях и подвигах, о развитии сельского хозяйства и инновационных технологиях, о железных дорогах и об исследовании Арктики. За каждым из важных событий и фактов стоят конкретные люди, которые достойно и честно трудятся, выполняют свои обязанности, заботятся об окружающих, проявляя таким образом отношение к своей Родине, поддерживая традиции и отдавая дань своим предкам. В нашем разговоре сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «Что значит служить
Отечеству?».
Как вы уже знаете, 2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом защитника Отечества. Это решение принято в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и в знак уважения к участникам специальной военной операции.
А быть защитником Отчества и служить Отечеству – это одно и то же?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте разберемся в этом на примере одного из наших великих соотечественников. 24 февраля 2025 года в России отмечали 280 лет со дня его рождения. Это Федор Федорович Ушаков. Слышали ли Вы это имя?
Ответы обучающихся.
Учитель: Федор Федорович Ушаков – легендарный российский флотоводец, адмирал. Кто знает, что это значит?
Учитель организует лексическую работу со словами
«флотоводец»1, «адмирал»2, «эскадра»3.
Основной этап
Учитель: Давайте  посмотрим  видеофильм  о  жизни и подвигах Федора Федоровича Ушакова.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика
«Жизнь и подвиги адмирала Ушакова». Примерные вопросы для обсуждения:
О чем Федор Ушаков мечтал с детства? Удалось ли ему осуществить свои мечты?
Чем прославился Федор Ушаков?
Что из рассказа о Федоре Ушакове вам запомнилось больше всего?
Почему нам важно знать о его жизни и подвигах?
1 Флотоводец – военно-морской деятель, военачальник, умело осуществляющий руководство военно-морскими силами государства или их значительной частью (обычно флотом) во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения военных действий на море в стратегическом или оперативно-стратегическом масштабе. Основные качества, роль и значение флотоводца в руководстве военными действиями  и  в  развитии  военного  дела  сходны  с  теми,  которые  относятся к полководцам (Толковый военно-морской словарь, 2010).
2 Адмирал – воинское звание высшего офицерского состава (Там же).
3 Эскадра – крупное соединение военных кораблей. В парусном флоте эскадрой называлась часть дивизии; каждая дивизия разделялась на три эскадры, а флот состоял из девяти эскадр. Кроме того, эскадрой называлась часть флота, получившая оперативную самостоятельность или посылаемая в какую-либо экспедицию (Самойлов К. И. Морской словарь).
Учитель может дополнить данный этап занятия рассказом о памятных событиях города или региона, которые связаны с жизнью и деятельностью Федора Ушакова (например, Кронштадт,    Архангельск,    Воронеж,    Севастополь), о памятниках Ушакову в своем городе (Санкт-Петербург, Саров, Ростов-на-Дону, Кронштадт, Саранск, Херсон и другие).
Вариативно: если время занятия позволяет и учитель считает целесообразным, он может организовать чтение и обсуждение фрагмента книги Л. Раковского «Адмирал Ушаков» (Приложение 1).
Учитель: В биографии Федора Федоровича Ушакова было много славных сражений, об одном из них я хочу вам рассказать. Это морское сражение у мыса Тендра. Оно произошло в Черном море. Русская эскадра встретилась с флотом турецкого султана, который двигался к Крыму для высадки своего десанта.
Чтобы представить себе, где и как это происходило, мы выполним с вами одно упражнение. Положите на стол перед собой правую руку, ладошкой вверх. Ладонь будет обозначать Черное море, оно имеет примерно такую же форму. У края ладони, где большой палец, — берега России. У края ладони, где мизинец, — берега Турции. Согните большой палец — получится Крымский полуостров, он далеко вдается в море. На кончике ногтя большого пальца будет город Севастополь
— основная стоянка русского флота. Из Севастополя и вышла на поиски врага эскадра Ушакова.
Обучающиеся выполняют упражнение, учитель предлагает им сравнить то, что у них получилось, с картой (презентация к занятию).
Учитель: Турецкая эскадра состояла из 14 линейных кораблей4, 8 фрегатов5 и 23 вспомогательных судов. Эскадра
4 Линейный корабль – крупный трехмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам до 80 пушек. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): корабли в боевом порядке следовали строго друг за другом (Энциклопедия «Техника», 2006).
5 Фрегат – трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля,
Ушакова располагала 10 линейными кораблями, 6 фрегатами, одним бомбардирским кораблем6 и 20 вспомогательными судами7.
Чьи силы были больше – российские или турецкие?
Ответы обучающихся.
Учитель: Как вы думаете, чем закончилоось сражение?
Ответы обучающихся.
Учитель: После двух дней сражения неприятельские корабли спустили флаги и бесславно отступили к своим берегам. Турецкий флот в результате сражения лишился шести своих кораблей, а российский не потерял ни одного. Федор Федорович Ушаков командовал эскадрой, находясь в самой гуще сражения на корабле «Рождество Христово».
Победа русского флота при Тендре в сентябре 1790 года отмечается как день воинской славы России.
Давайте на примере Федора Федоровича Ушакова ответим на главный вопрос сегодняшнего разговора: что значит служить Отечеству?
Ответы обучающихся.
Учитель: Участником нашего разговора сегодня будет настоящий герой – Герой России, военный корреспондент Евгений Поддубный.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с Евгением Поддубным. Примерные вопросы для обсуждения:
Кого Евгений Евгеньевич считает защитником Отечества?
но имел большую скорость и мог совершать сложные маневры (Морской словарь, 2010).
6 Бомбардирский корабль – парусный 2-3-мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса, вооруженный пушками крупного калибра для стрельбы по береговым укреплениям.
7 Вспомогательные суда в составе эскадры – грузовые суда для транспортировки запасов питания, обмундирования, материалов и инструментов для ремонта судов и проч.
Что, по мнению Евгения Евгеньевича, значит «любить Россию»?
Почему наш народ всегда защищал и будет защищать свою Родину?
Заключительный этап
Учитель: Помните, при каком царе стала издаваться первая в России газета?
Ответы обучающихся.
Учитель: Петр Первый стоял у истоков не только первой газеты, благодаря ему в России появилось много того, что укрепило ее мощь и славу. Кстати, и рождение российского флота, о славных победах которого мы сегодня говорили, – тоже заслуга Петра Первого.
Моем ли мы сказать, что Петр Первый тоже служил Отечеству? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Да, и этим подавал пример своим подданым и даже закрепил за дворянами обязанность служить Отечеству. Не служить, не приносить пользу стало считаться позором.
Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что служить – это значит «работать, делать что-нибудь для чьей-нибудь пользы, быть полезным в чем-нибудь».
Кто  еще,  кроме  военных,  служит  Отечеству?  Чем?
Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Учитель: Каждый, кто заботится о своей Родине, о своих соотечественниках, добросовестно работает и учится, совершает достойные и честные поступки, служит Отечеству.
Постразговор
Что почитать:
Конюхов Ф. Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал.
Митяев А. Рассказы о русском флоте.
Раковский Л. Адмирал Ушаков.
Внеурочная и проектная деятельность:
Выставка книг о Героях Отечества;
Инсценировка фрагментов из книги Л. Раковского
«Адмирал Ушаков».
Приложение 1
Л. Раковский. Адмирал Ушаков (фрагмент)
… Солнце давно зашло. Ушаков продолжал сидеть у окна – еще можно было читать, не зажигая огня.
Где-то на улице послышался шум, крики. Федя заткнул уши пальцами и продолжал читать.
Вдруг в сенях раздались шаги, дверь распахнулась, и Паша Пустошкин крикнул:
– Федя, на Проспективной пожар! И убежал.
Ушаков невольно глянул в окно: зарева не было видно. Но он тоже сорвался с места и, не надевая шляпы, помчался вслед за Пашей.
Пожар был у Большой Проспективной улицы.
Прыгая через канавы, еще полные весенней воды и грязи, Ушаков увидал: горит деревянный одноэтажный дом.
Возле дома толпился народ. Но внимание Федора привлек детский плач.
Федя подошел поближе и увидел, что на узлах сидела курносая девочка. Она плакала, запрокидывая назад голову.
–Испугалась, поди? – сказал, не обращаясь ни к кому, Паша Пустошкин, стоявший рядом с Федей.
–Нет, плачет, что сгорит ее снегирь. Он в доме, в клетке оставши… – словоохотливо объяснил из толпы чей-то женский голос.
–А где висит клетка? – спросил Федя Ушаков, протискиваясь к девочке.
–В светелке… Над окном! – сквозь слезы выдавила она. Ушаков повернулся и побежал к горевшему дому.
–Федя, куда же ты? – испуганно крикнул ему вдогонку Паша Пустошкин.
Ушаков подбежал к дому. Дым уже показался из дверей.
Прикрывая голову бортом сюртука, Федя смело вскочил в дымные сени.
За ним раздался испуганный бабий вопль:
–Куда он? Рехнулся парень!
В сенях Ушакова охватило таким горячим воздухом, будто он попал в жарко натопленную баню. Горечь сдавила горло. Слезы посыпались из глаз.
Он вскочил в комнату и, протирая глаза, пригляделся в дыму. Над одним из окон висела маленькая клетка. В ней, перепархивая с жердочки на жердочку, тревожно кричал снегирь.
Федя  вспрыгнул  на  лавку,  сорвал  с  гвоздя  клетку и опрометью кинулся вон.
В сенях его снова обдало нестерпимым жаром: кухонная дверь уже начинала тлеть. Густой столб черного дыма непроницаемой стеной закрывал выходную дверь.
Пригнув голову, Ушаков бросился наугад туда, где должен был быть выход, откуда слышались тревожные голоса. И очутился на воздухе.
Толпа, в волнении ждавшая его, облегченно вздохнула:
–Жив!
–Клетку вынес!
–Ну и отчаянный же!
Какой-то дед, только что прибежавший на пожар, услужливо плеснул на плечи Ушакова ведро воды.
Девочка по-прежнему сидела на узлах, но уже не плакала.
–Ой, как тебя облили! – звонко рассмеялась она, принимая из рук Феди клетку со снегирем.
–Храбер солдат!
–Какой солдат? Гардемарин!
–И чего лез, непутевый? – обсуждали в толпе происшествие.
Ушаков покраснел от смущения и, не глядя ни на кого, побежал через пустыри домой.
Примерные вопросы для обсуждения:
Какие качества характера Федора Ушакова проявились в описанном поступке?
Почему он принял решение спасти снегиря?
Можно ли говорить о том, что он начал служить Отечеству с детства?