Россия умная: узнаю о профессиях и достижениях в сфере образования
Введение
Подготовка к уроку Темы 27
Дорогой педагог!
Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать раздаточные материалы, по желанию разделить класс на группы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).
Желаем успехов вам и ребятам!
Вступительное слово
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Каждый день вы ходите в школу на учёбу, и ещё миллионы людей по всей стране посещают разные учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, техникумы, университеты, академии и так далее. И во всех этих учебных заведениях работает большое количество людей разных профессий. Все эти люди трудятся в сфере, с которой мы с вами сегодня продолжим знакомиться — сфере российского образования. На самом деле с некоторыми аспектами образовательной деятельности вы уже неплохо знакомы. Кроме того, в начале года мы с вами уже говорили об этом направлении, но сегодня сможем расширить свои знания. Давайте вспомним, какие направления объединяются словом
«образование»? С какими из них вы уже знакомы?
Ответы обучающихся: получили дошкольное образование в детском саду, посещают школу, ходят в кружки и секции, братья/сёстры учатся в колледжах/вузах и т.д.
Слово педагога: Вы абсолютно правы. На протяжении всей истории человечества люди хотели познавать новое, развиваться, не останавливаться на достигнутом. Наша эволюция, техническая и научная революции были бы невозможны без постоянного желания человека учиться и совершать новые открытия. На Руси система образования начала формироваться ещё в 10 веке, когда стали появляться школы и училища, и до сегодняшнего дня она
продолжала и продолжает развиваться.
А что же такое образование? Образование — это единый процесс воспитания и обучения, его основная цель — интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека. Проще говоря, образование призвано обеспечить разностороннее развитие человека как личностное, так и профессиональное, во благо самого человека и общества. А ещё учиться — полезно для здоровья. Некоторые исследования показывают, что учебная деятельность помогает улучшать самочувствие, уменьшает стресс и усиливает чувство счастья.
В России образование подразделяется на общее образование (детский сад, школа), профессиональное (когда мы идём уже получать профессию в средние специальные или высшие учебные заведения), дополнительное (кружки, секции и так далее) и на профессиональное обучение (повышение квалификации по выбранной профессии, профессиональное переобучение).
Используйте слайд «Образование».
Образование же как отрасль представляет собой важнейшую составляющую российской экономики, которая объединяет учреждения, предприятия и организации, занимающиеся обучением, воспитанием, передачей знаний, учебной литературой, подготовкой квалифицированных кадров и так далее. Система образования России также включает в себя образовательные стандарты, требования, программы различного вида, уровня и направленности. В неё входят органы государственной власти, которые отвечают за управление в сфере образования, организации, которые проводят оценку качества образования. Представляете, какое количество профессионалов задействовано в этой сфере. Кстати, когда-то образование было доступно только избранным, сегодня же, согласно Конституции Российской Федерации, право на образование имеет каждый. Давайте же этим пользоваться!
И для начала переместимся на выставку-форум «Россия». Внимание на экран!
Видеоролик с выставки «Россия»
Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.
Обзор отрасли. Было-стало
Игра «Было-стало»
Слово педагога: За последние десятилетия качественные изменения произошли абсолютно во всех отраслях российской экономики. Образовательная отрасль не стала исключением.
Предлагаю сыграть вам в игру «Было-стало». Перед вами пустая таблица и набор фактов. Некоторые факты отражают картину в сфере образования в прошлом, а некоторые соответствуют сегодняшней ситуации. Но они все перемешались. Определите, какие факты из прошлого, а какие из настоящего, и впишите их парами в таблицу. Поехали!
Список фактов:
В 1990-е годы из-за экономического кризиса в стране школьная профориентация почти разрушена.
С 1 сентября 2024 года в российские школы возвращается предмет «Труд», в который будут входить пять обязательных модулей: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника»,
«3D-моделирование, прототипирование, макетирование» и три факультативных модуля —
«Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
В рамках национального проекта «Образование» за четыре года (2019 — 2023) в России введено в эксплуатацию более 1300 новых школ.
Школьный журнал успеваемости и дневники существуют только в бумажном виде.
В 76 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
С 1 сентября 2023 года профориентационный минимум (профминимум) введён во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов.
Нет специальных организаций или центров по поддержке талантливых детей и молодёжи. Уроки труда (технологии) в школе предполагают в большей степени получение навыков ведения домашнего хозяйства и работы руками.
Существуют электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники обучающихся.
В 1990-е годы резко сокращается строительство школ.
Правильные цепочки для педагога:
В 1990-е годы из-за экономического кризиса в стране школьная профориентация почти разрушена. (1) ->С 1 сентября 2023 года профориентационный минимум (профминимум) введён во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов. (6)
Уроки труда (технологии) в школе предполагают в большей степени получение навыков ведения домашнего хозяйства и работы руками. (8) -> С 1 сентября 2024 года в российские школы возвращается предмет «Труд», в который будут входить пять обязательных модулей:
«Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»,
«Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» и три факультативных модуля — «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство». (2)
В 1990-е годы резко сокращается строительство школ. (10) -> В рамках национального проекта
«Образование» за четыре года (2019 — 2023) в России введено в эксплуатацию более 1300 новых школ. (3)
Школьный журнал успеваемости и дневники существуют только в бумажном виде. (4) -> Существуют электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники обучающихся. (9)
Нет специальных организаций или центров по поддержке талантливых детей и молодёжи. (7)
-> В 76 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. (5)
Слово педагога: Давайте сверим ответы. Отлично. Сколько интересного и полезного появилось в сфере образования за последние годы! А теперь предлагаю посмотреть ещё один ролик, который как раз расскажет нам о том, какой была сфера образования в относительно недалёком прошлом, и какой мы видим её сегодня.
Видеоролик «Было-стало»
Описание ролика: краткий обзор истории отрасли + обзор отрасли сегодня.
Слово педагога: Ребята, давайте обсудим увиденное и услышанное. На какие моменты обратили внимание? Какие факты удивили?
Интерактив «Профессии в сфере образования»
Слово педагога: Продолжаем наше путешествие по образовательной отрасли. Кстати, а вы знаете, что педагоги — это самая востребованная профессия из всех существующих сейчас на рынке? А педагоги — основа всей образовательной отрасли.
Как вы думаете, сколько людей работает в таком образовательном учреждении, как, например, наша школа? А люди каких именно специальностей?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Вы правы. На самом деле, колоссальное количество людей разных профессий задействовано в сфере образования. Самое время взяться за новую карту. Перед вами журнал, в котором перечислены образовательные учреждения разного уровня. В
справочнике вы найдёте список профессий сферы образования. Помогите каждому специалисту из справочника найти своё место на карте профессий. Определите, какие из них относятся к основным специалистам сферы образования, какие к универсальным, а какие профессии только набирают обороты или появятся в ближайшем будущем. Основных специалистов нужно распределить по учреждениям, универсальных и специалистов будущего в соответствующие столбцы. Приступаем.
Справочник профессий
Воспитатель — занимается воспитанием, обучением и развитием детей дошкольного возраста, заботится о детях и их безопасности.
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, которые выступают обычно в роли лекторов. Наименование должности в высших учебных заведениях.
Игропедагог — создаёт образовательные игровые сценарии и проводит занятия, чтобы в игровой форме развивать различные навыки у детей и взрослых.
Лаборант — научно-технический сотрудник высшего учебного заведения или другой организации, который готовит препараты и приборы для исследований, занятий, лабораторных работ и экзаменов, следит за лабораторным оборудованием и его исправностью.
Мастер производственного обучения — осуществляет проведение учебной практики — когда обучающиеся оказываются на реальных рабочих местах и выполняют различные задачи. Методист — занимается разработкой и внедрением различных методик и программ обучения, организует учебный процесс, создаёт условия для качественного образования, а также помогает педагогам и учащимся достигать своих целей в процессе обучения.
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения — разрабатывает, организует и проводит образовательные и развлекательные музыкальные программы, отвечает за музыкальное развитие детей дошкольного возраста.
Организатор детского технического творчества — ведёт кружки, направленные на развитие навыков технического творчества (моделирование, конструирование, робототехника и так далее).
Педагог дополнительного образования — занимается обучением и развитием детей и взрослых в различных областях: искусство, наука, спорт и другие. Его основная задача — дополнять и расширять уже полученные знания и навыки и/или развивать новые интересы и способности человека в различных секциях, кружках, студиях и так далее.
Педагог СПО — преподаёт определённую дисциплину в учреждениях среднего профессионального образования.
Педагог-психолог — создаёт комфортные психологические условия для обучения, оказывает психологическую поддержку и помощь в процессе адаптации и многое другое.
Разработчик образовательных траекторий — разрабатывает, планирует и оптимизирует под определённого человека или группу людей учебные программы и курсы и создаёт эффективные образовательные траектории.
Специалист по дистанционному обучению — разрабатывает, внедряет и поддерживает программы дистанционного обучения, создаёт и адаптирует учебный контент под формат онлайн-курсов.
Учитель — педагог, который занимается обучением и воспитанием. Учитель передаёт ученикам знания по различным предметам, развивает их способности и интересы, формирует у них навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе.
Школьный библиотекарь — обеспечивает доступ к информационным ресурсам школы, к справочной, научно-учебной и методической литературе, отвечает за полноценное и своевременное пополнение библиотечного фонда, популяризирует чтение.
Слово педагога: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Конечно, специальностей и профессий в сфере образования намного больше. Как и любые другие организации, образовательные учреждения не обходятся без таких специалистов, как бухгалтеры, юристы, экономисты, финансисты, охранники и так далее. В рамках одного урока обсудить их просто не получится, но у вас есть возможность самим придумать и вписать в таблицу какое-то учреждение и несколько специалистов. Подумайте, что за организация это могла бы быть, и какие профессии вы бы ещё добавили на карту?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Теперь вы чуть больше знаете о профессиях отрасли, и самое время познакомиться с её представителем. Сейчас мы с вами посмотрим небольшое интервью. Но сначала я хочу вам напомнить, что у каждого есть возможность задать свои вопросы экспертам из разных направлений. Для этого есть специальная форма в Профиграде: https://profigrad.bvbinfo.ru/question-list-2.
А теперь внимание на экран.
Видеоролик «Интервью с экспертом»
Интервью с представителем отрасли, ответы на популярные вопросы обучающихся.
Информация
Перспективы отрасли. Будет
Видеоролик «Россия — моё будущее»
Видеоролик о развитии отрасли и её перспективах, включение с выставки «Россия». Описание ролика: рассказ об инновационных решениях, использовании новых технологий и других впечатляющих и перспективных разработках российской сферы образования.
Игра «Будущее или реальность»
Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».
Слово педагога: Как мы видим, новые технологии не обошли стороной и образовательную сферу, делая её с каждым годом всё технологичнее, а процесс обучения всё интереснее.
Цифровизация приходит на помощь и педагогическому составу: у учителя сегодня появляются новые возможности в подготовке уроков и их подаче. Предлагаю снова немного поиграть. А вернее, проверить, как работает ваша интуиция. Сейчас на экране будут появляться различные факты. Ваша задача — определить, какие факты уже реальны, а какие ещё в планах на будущее. Итак, игра «Будущее или реальность»:
1) В России существует бесплатная образовательная социальная сеть.
РЕАЛЬНОСТЬ. Информационно-коммуникационная платформа «Сферум», созданная Министерством просвещения и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) совместно с ведущими ИТ-компаниями страны, вот уже более двух лет делает обучение более интересным и удобным.
2) В разных регионах России функционируют уникальные школы с самыми передовыми методами обучения.
БУДУЩЕЕ. В 2024 году начнётся строительство первых образовательных школ лидерского уровня — флагманских школ с передовыми технологиями и методиками обучения. Такие школы появятся в шести регионах. Это будут уникальные школы для талантливых ребят с возможностью проживания. Всего до 2030 года откроется 12 таких школ.
3) В российских образовательных учреждениях действует программа всеобщего обучения плаванию.
БУДУЩЕЕ. Программу «Плавание для всех» утвердили в феврале 2024 года. Всеобщее обучение детей и молодёжи плаванию и создание условий для этого в детских садах, школах и местах детского отдыха — основная задача программы. До 2030 года обучение плаванию в рамках этой программы пройдут не менее 12,5 миллиона ребят.
4) В России работают федеральные центры цифрового образования.
РЕАЛЬНОСТЬ. Более 260 центров цифрового образования «IT-куб» уже функционируют по всей стране. В них ребята от 7 до 18 лет абсолютно бесплатно могут освоить образовательные программы по ИТ-направлениям.
- Для российских школьников существует программа образовательного туризма. РЕАЛЬНОСТЬ. Всероссийская программа образовательного и профориентационного туризма для школьников «Классная страна» стартовала в феврале 2023 года. В разработке образовательных туристических маршрутов принимали участие сами школьники. Авторы 25 образовательных маршрутов-победителей были награждены на выставке-форуме «Россия».
6) В России создано более 100 прогрессивных современных университетов.
БУДУЩЕЕ. В рамках масштабной государственной программы по поддержке университетов
«Приоритет-2030» запланировано создать минимум 100 таких университетов к 2030 году. По инициативе Президента РФ программа будет продлена ещё на 6 лет.
7) В России запущен проект по вовлечению школьников в технологическое образование через мобильные игры.
РЕАЛЬНОСТЬ. Это проект — национальная киберфизическая платформа «Берлога». Школьники могут обучаться и совершать открытия, создавать новые технологии и решать проблемы непосредственно в играх, с помощью платформы переходить из виртуального пространства в реальные технологические кружки. В пилотном режиме проект работает в Республике Башкортостан, присоединение остальных регионов планируется в 2024 году. Слово педагога: Здорово, что мы живём в такое динамичное время и видим такие крутые перспективы развития сферы образования. Меня, как представителя этой сферы, такие перспективы только радуют.
Заключение
Большая карта отраслей
Рекомендация по работе с «Большой картой отраслей»: ребята получают фрагмент карты отрасли. В ней они могут записать свои впечатления от занятия, новые знания об отрасли и профессиях. Соединяя фрагменты друг с другом с помощью скотча, клея или канцелярского степлера, можно постепенно собрать «Большую карту отраслей». Вы можете собирать её в профориентационном уголке или хранить в сложенном виде.
Слово педагога: Ребята, за сегодняшнее занятие вы получаете очередной фрагмент
«Большой карты отраслей». Давайте заполним его и присоединим к предыдущим частям
карты. Заполните свободные блоки в карте.
Обучающиеся выполняют задание.
Заключительное слово педагога
Слово педагога: Дорогие ребята, спасибо вам за урок! Перед вами снова открылись новые знания, новые дороги и направления. На этот раз в сфере образования. Вы узнали о системе российского образования, о возможностях получения и перспективах образования в нашей стране, о профессиях, без которых сфера образования не представляется возможной, о проектах будущего и многое другое. Впереди у нас с вами новые уроки, новые знакомства с отраслями, профессиями и достижениями нашей страны. До встречи!