Россия — мои горизонты. 23 ноября. 6 класс «Россия инженерная»

Поделиться:

Видеоролик «Кто такие инженеры?» Смотреть

Подготовка к уроку Темы 12

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать и нарезать раздаточные материалы, разделить класс на 3-5 групп, а также попросить учеников подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов Вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Добрый день, ребята! Сегодня на занятии речь пойдёт о настоящих изобретателях — тех, кто двигает прогресс и облегчает труд людей с помощью сложных устройств и механизмов. Я говорю об инженерах. Эти специалисты имеют отношение ко всем сферам нашей жизни — от пищевой промышленности, сельского хозяйства и компьютерных технологий до машиностроения, транспорта, строительства, добычи полезных ископаемых и многих других отраслей. Инженеры не только придумывают новые механизмы, но и налаживают работу уже существующих систем по всей стране — только представьте масштаб их работы! Сегодня мы подробнее поговорим о том, какие направления есть в инженерном деле, и поймём, какие специалисты сейчас особенно востребованы.

Обсуждение в классе.

Слово педагога: Россия — страна, которая каждый год выпускает из вузов около 200 тысяч инженеров, а ещё есть огромное количество рабочих профессий, которые связаны с инженерным делом, их осваивают в колледжах. И при этом на производствах, в конструкторских бюро и научных центрах, в строительстве, на железной дороге и в машиностроении — специалистов всё ещё не хватает. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: А сколько, по вашему мнению, нужно инженеров, чтобы их было достаточно?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: На самом деле, точную цифру назвать невозможно. Технологии не стоят на месте и совершенствуются, каждый день появляются новые механизмы и устройства, меняются и потребности людей — простор для инженерного творчества безграничный! К тому же экономика нашей огромной страны развивается — а значит, скоро инженеров понадобится ещё больше.

Слово педагога: Ребята, чтобы понять, чем наш мир обязан инженерам, предлагаю посмотреть ролик об этой профессии.

Знакомство с отраслью

Видеоролик «Кто такие инженеры?»

Данный видеоролик показывает обучающимся, каким был бы наш мир, если бы не было инженеров.

Обсуждение ролика

Слово педагога: Ребята, давайте обсудим ролик. Какие инженерные достижения вам кажутся самыми важными? Почему именно они? Без каких инженерных достижений вам самим было бы тяжело?

Ответы обучающихся.

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Предлагаю проверить ваши знания или интуицию! Сейчас на экране будут появляться различные факты про достижения российских изобретателей в разных областях. Ваша задача — определить, какие факты уже реальны, а какие станут такими только в будущем. Итак, игра «Будущее или реальность».

1)   Благодаря российским инженерам и учёным совершено крупное географическое открытие — обнаружено подлёдное озеро Восток в Антарктиде.

РЕАЛЬНОСТЬ. Это произошло благодаря особому оборудованию и технологиям по сейсмическому зондированию и радарным наблюдениям. Озеро было изолировано от внешнего мира на протяжении нескольких миллионов лет, и в его глубинах, возможно, есть жизнь.

2)    На прилавках уже появилось искусственное мясо, выращенное из пробирок в лаборатории.

БУДУЩЕЕ. Разработчики Очаковского комбината пищевых ингредиентов пока только работают над тем, чтобы создать мясо, которое будет не уступать по качеству натуральному и может оказаться на прилавках.

3)    В подмосковной Дубне существует уникальный коллайдер (ускоритель частиц). За результатами этого проекта следит весь мир.

РЕАЛЬНОСТЬ. Уникальный ускорительный комплекс создан на базе Объединённого института ядерных исследований. Он предназначен для изучения вещества, которое появилось сразу после Большого взрыва, и поможет учёным понять, как формировалось всё существующее в мире.

4)     В России заработала первая в мире плавучая атомная электростанция.

РЕАЛЬНОСТЬ. Станция «Академик Ломоносов» предназначена для получения тепловой и электрической энергии. Она состоит из береговой инфраструктуры и плавучего энергоблока, которые строились более 10 лет.

5)    Российские инженеры создали самый длинный мост в России и Европе, способный пережить любые землетрясения.

РЕАЛЬНОСТЬ. Крымский мост — самый длинный транспортный переход в Европе — его длина около 19 км. Он способен противостоять толчкам магнитудой в 9,1.

6)     Российские учёные изобрели нейросеть, которая по активности мозга человека со 100% точностью прогнозирует слова, которые он хочет сказать.

БУДУЩЕЕ. Пока что точность алгоритма не превышает 75%, но в будущем такие устройства с вживлёнными электродами можно будет использовать для терапии заболеваний мозга.

7)    На дне Байкала работает глубоководный телескоп, который помогает исследовать Вселенную.

РЕАЛЬНОСТЬ. В 2021 году на Байкале запустили самый крупный в Северном полушарии нейтринный телескоп. Он даст учёным возможность ответить на главные вопросы астрономии и астрофизики.

Расширение знаний об отрасли

Интерактив «Инженеры в разных отраслях»

Задание выполняется в группах. Воспользуйтесь раздаточными материалами. Каждой группе: справочник профессий и карту.

Слово педагога: Молодцы! Смотрите, как много различных открытий и достижений произошло благодаря инженерам только в последнее время. Но инженеры — это не только люди, которые с утра до вечера копаются в механизмах, живут по инструкции и могут спроектировать всё — от столового прибора до космического корабля. Кто-то из них, например, каждый день разбирается в рецептах и рецептурах — почти как шеф-повар. Только такой инженер «творит» в промышленных масштабах — налаживает работу огромного завода пищевой промышленности! А кто-то, например, запускает фейерверки. Только не во дворе, а на главных государственных праздниках — вспомните праздничные салюты в нашем городе на Новый год или День Победы! Оказывается, за это тоже отвечают особые и редкие специалисты — инженеры фейерверков. А ещё, инженеры — творцы, только их «искусство» чаще всего можно встретить не в музеях, а в самых разных и неожиданных местах — в полях и лесах, в космосе и под водой, в поликлинике или в кабине самолёта. Давайте попробуем увидеть, как много разных инженеров трудятся в самых разных отраслях. Перед вами — список специальностей. Ваша задача — составить карту мест, где можно встретить творения этих инженеров. И указать отрасль, к которой эта профессия принадлежит. В качестве подсказки вы можете использовать список отраслей, а вот карту попробуйте составить сами. Приведу пример: Зооинженер — его специальность относится к сельскому хозяйству, а результаты его труда можно увидеть на ферме, на сельхозпредприятии, на молокозаводе и в виде пакета молока в наших холодильниках. По этому же принципу заполните всю карту.

Справочник профессий:

Зооинженер — он специализируется на сельскохозяйственных животных, формирует заготовки корма, создаёт лучшие условия для содержания, лечения, разведения животных. Его главная задача — контроль качества и этапов производства продуктов из животного сырья.

Инженер-технолог хлебопекарного производства — на пищевом предприятии этот специалист отвечает за то, чтобы все продукты были вкусными и безопасными. Он знает точную рецептуру и все ингредиенты, которые для неё нужны, и следит, чтобы все этапы изготовления хлебобулочных изделий были под контролем.

Инженер-строитель — он проектирует, возводит и ремонтирует здания, сооружения, мосты и дороги. А ещё — организует и планирует строительные работы.

Инженер-конструктор швейных изделий — это специалист, который работает над рождением новых моделей одежды — создаёт эскизы, подбирает ткани, подготавливает и

организует технологические процессы на производстве.

Инженер в сфере телекоммуникаций — он отвечает за качество связи и разбирается в любых её системах, умеет проектировать и строить самые разные информационные сети (например, мобильные или спутниковые).

Тканевый инженер — это медицинский специалист, благодаря которому в будущем пациенты смогут оперативно получать органы и ткани, в пересадке которых нуждаются. Его задача — создавать «запчасти» для человеческого тела, которые будут работать так же, как родные, и позволят быстро отремонтировать организм, вышедший из строя.

Инженер по охране окружающей среды — этот специалист ищет непростое решение: как сделать, чтобы производственные предприятия работали на полную мощность, но при этом не загрязняли природу. А ещё он контролирует, как на производстве хранятся или утилизируются отходы.

Инженер-акустик — он отвечает за то, чтобы в квартирах, офисах и других объектах, где отдыхает, живёт и трудится человек, было тихо. Например, если рядом с жилым домом проходит шумное шоссе, а в квартирах ничего не слышно — это заслуга данного специалиста. Инженер-испытатель — его главная задача — проверять, насколько хорошо и надёжно работают технические устройства. Он способен найти малейшие изъяны в аппарате или системе. Этот специалист испытывает приборы любого калибра — от мелких датчиков до автомобилей и даже космических судов. Его цель — понять, удобно ли использовать эту технику, работает ли она по инструкции и безопасна ли для человека.

Горный инженер-обогатитель — его задача — обогащение добытых полезных ископаемых. Он может в разы увеличить их ценность и сделать всё для того, чтобы золото из руды превратилось в изысканное украшение высочайшей пробы, а нефть — в топливо для самолёта или бензин для автомобиля.

Варианты цепочек для педагога:

Зооинженер — сельское хозяйство (на ферме, на сельхозпредприятии, на молочном заводе, дома в холодильнике)

Инженер-технолог хлебопекарного производства — пищевая промышленность (магазин, дом, хлебопекарный завод)

Инженер-строитель — строительство (на стройке, в любом городе)

Инженер-конструктор швейных изделий — лёгкая промышленность (в магазине одежды, на модном показе, везде, где есть люди)

Инженер в сфере телекоммуникаций — телекоммуникации и ИТ (дома, на любом предприятии, где есть связь, в банке и т.д.)

Тканевый инженер — медицина (в поликлинике, больнице)

Инженер по охране окружающей среды — экология (в лесу, на природе, в парке)

Инженер-акустик — строительство (на стройке, в любом городе)

Инженер-испытатель — тяжёлая промышленность (на любом большом производстве, на орбите, на авиационном заводе)

Горный инженер-обогатитель — добыча и переработка полезных ископаемых (на производстве в сфере тяжёлой промышленности)

Задание для просмотра видеоролика

Для проведения игры вы можете заранее раздать ученикам раздаточный материал «Факты

— Вертолётостроители». Обратите внимание, что для педагога подготовлена версия с правильными ответами. Также для проверки фактов после просмотра видеоролика вы можете воспользоваться презентацией «Презентация:  факты  —  Вертолётостроители». Слово педагога: Мы уже многое узнали об инженерном деле. Теперь пора познакомиться с самими инженерами! Герои ролика, который мы с вами посмотрим, работают на авиационном заводе и создают машины из металла, которые легко поднимаются в воздух — вертолёты. А знаете ли вы, где в нашей стране производится больше всего вертолётов?

Ответы учащихся.

Слово педагога: Скоро герои ролика обо всём расскажут. А прежде чем мы познакомимся с ними, я раздам каждой группе список фактов. Ваша задача — внимательно смотреть видео и найти среди этих фактов недостоверные.

Если вы находите подтверждение факту — ставьте галочку, если вы с ним не согласны — ставьте крестик. Начинаем, будьте внимательны!

Факты:

1)   Для того, чтобы изготовить обшивку вертолёта, используют тонкий листовой металл.

ВЕРНО. Это нужно для того, чтобы вертолёт был лёгким.

2)    Детали в подсборках соединяются между собой при помощи винтов.

НЕВЕРНО. Детали соединяются между собой при помощи заклёпок.

3)    Фюзеляж состоит из трёх частей: Ф1 — голова, Ф2 — средняя часть, грузовая кабина, Ф3 —хвостовые балки.

ВЕРНО. Именно из этих частей и состоит фюзеляж.

4)     На Улан-Удэнском авиационном заводе производят 60 вертолётов в год.

НЕВЕРНО. Здесь производят более 100 вертолётов в год.

  • Успешному инженеру нужно быть ответственным, внимательным и усидчивым. ВЕРНО. Малейшая ошибка инженера может привести к самым разным неблагоприятным последствиям, поэтому без ответственности и внимания ему не обойтись.

6)     На Улан-Удэнском авиационном заводе работают почти 4000 человек.

НЕВЕРНО. На Улан-Удэнском авиационном заводе работают почти 6000 человек.

7)    Инженеру-технологу нужна фантазия.

ВЕРНО. Работа инженера-технолога — это не только чертежи и расчёты, но и творчество. Ведь любую задумку нужно реализовывать, а значит, важно с самого начала представлять, какой в реальности будет та или иная деталь.

8)     Профессия инженера не подойдёт тем, кто не умеет работать в режиме многозадачности.

ВЕРНО. Обычно инженер держит в голове десятки дел и задач одновременно, а ещё —изучает все новшества в своей отрасли.

Видеоролик «Вертолётостроители»

Данный видеоролик знакомит обучающихся с профессией инженера-авиастроителя, а также с миром, который существует внутри завода, его мифами и приятной реальностью.

Факты из видеоролика (проверка)

Слово педагога: Ребята, вы посмотрели видеоролик, давайте сверим ваши ответы.

Ответы обучающихся по очереди по группам. Один факт — одна группа и так по цепочке.

В ходе обсуждения фактов, рекомендуется узнавать у ребят их мнение и впечатления после просмотра видеоролика.

Видеоролик «Электромонтёр контактных сетей»

Слово педагога: Ребята, на самом деле инженерный мир гораздо больше, чем мы можем себе представить. И профессии в этом мире могут называться по-разному — даже без слова

«инженер». Это не будет означать, что этим специалистам не нужно разбираться в сложных устройствах, придумывать новшества и знать в мельчайших деталях, как устроена техника, с которой они работают. Многие инженерные профессии можно освоить уже после 9 класса — в колледжах и техникумах. А если понадобится в будущем, получить высшее образование по интересующему вас направлению. Чтобы познакомить вас со всеми инженерными специальностями, времени урока не хватит. Но хочу представить вам ещё одну распространённую и важную профессию из этой сферы. Внимание на экран.

Описание: видеоролик знакомит ребят с одной из самых востребованных инженерных специальностей на железной дороге, которую можно освоить после 9 класса.

Обсуждение видеоролика

Слово педагога: Как вам эта профессия? Что в работе электромонтёра показалось вам самым сложным? Поделитесь своими впечатлениями от просмотра.

Игра «Инженерный мир»

Воспользуйтесь раздаточными материалами «Инженерный мир».

Слово педагога: А сейчас я предлагаю вам продолжить знакомство с инженерными профессиями и сделать это с точки зрения образования. Перед вами справочник профессий, в котором попарно представлены профессии инженерного направления. Рядом с каждой специальностью вы видите две ячейки: СПО (среднее профессиональное образование) и ВО (высшее образование). Давайте попробуем распределить эти пары профессий по видам образования и определить, какую специальность можно получить с помощью среднего профессионального образования, а для какой понадобится обучение в ВУЗе. Отмечайте галочками тот вариант, который считаете подходящим для каждой специальности. Вперёд!

Каждая группа получает справочник профессий для заполнения:

  • Администратор баз данных — этот специалист занимается серверными базами данных, в которых информация собрана с разных компьютеров. Он защищает информацию, которая содержится в базе данных и часто управляет всей её инфраструктурой — например, закупает оборудование.

Инженер IoT (интернет вещей) — этот специалист делает технику умной и самостоятельной: учит её взаимодействовать между собой через интернет и работать вообще без участия человека. В его управлении — огромное количество IoT-устройств, платформ, программного обеспечения.

  • Специалист по агромелиорации — он повышает качество грунта и умеет осушать болота, а ещё — налаживать работу мелиоративных систем. Благодаря его труду человечество может использовать для сельского хозяйства или строительства те земли, которые раньше были заняты болотами и были непригодны для жизни.

Инженер по водному хозяйству и мелиорации — этот специалист придумывает, как поливать поля, которые страдают от недостатка воды и осушают те места, где воды избыток. Для этого он разрабатывает огромные инженерные системы, куда входят водохранилища и дамбы, шлюзы и водоприёмники. А ещё — налаживает их обслуживание.

  • Инженер-прочнист — этот специалист помогает сделать дом устойчивым и безопасным для жильцов, рассчитывает его сейсмоустойчивость. У собранной на заводе машины он проверяет качество соединений, укрепляет мосты и даже участвует в запуске ракет. Мастер общестроительных работ: бетонщик, каменщик, слесарь, электросварщик – это квалифицированный рабочий, который выполняет каменные, печные, электросварочные, монтажные и бетонные работы. Это базовая строительная профессия, а ещё её сложно автоматизировать, поэтому такие специалисты будут нужны всегда.
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей — он может отремонтировать любую машину. А ещё этот специалист контролирует состояние автомобилей с помощью самого разного оборудования и приборов. Обычно он трудится в автотранспортных предприятиях, в автосервисах.

Инженер-конструктор — этот специалист конструирует новые узлы и агрегаты, совершенствует уже существующие конструкции автомобилей, помогает разрабатывать прототипы и опытные образцы, а ещё запускает машины в серийное производство.

  • Инженер-технолог в пищевой промышленности — этот специалист разрабатывает стандарты производства на том или ином пищевом предприятии и контролирует его на всех этапах. А ещё — предлагает новые виды, рецептуры и технологии производства продуктов питания.

Технолог продуктов общественного питания массового изготовления — это специалист, который контролирует качество продукции, которую выпускает то или иное пищевое предприятие. Он отлично знает рецептуру блюд или продуктов, технику безопасности приготовления пищи и делает всё, чтобы сырьё превратилось во вкусные и безопасные продукты или блюда.

  • Инженер-приборостроитель — этот специалист придумывает, конструирует и ремонтирует измерительные приборы, а также устройства, которые помогают людям решать определённые задачи. Без его изобретений невозможно представить современную науку, судоходство, авиацию, ракетостроение, энергетику и промышленность.

Специалист по производству и обслуживанию авиатехники — этот специалист обслуживает воздушные суда. Он следит за исправной работой всех деталей и механизмов самолёта или вертолёта и, если нужно, определяет, что нужно для их ремонта.

  • Оператор БПЛА — специалист, который на расстоянии управляет самыми разными летательными аппаратами. Он не только контролирует полёт БПЛА, но и следит за исправной работой всех его устройств, устанавливает режим полёта.

Инженер алгоритмов компьютерного зрения — этот специалист учит машины правильно видеть. Он может сделать так, что камера видеонаблюдения «поумнеет» и начнёт не только фиксировать объекты, но и распознавать их. Для этого он обучает компьютер извлечению

информации из фотографий, картин, видеозаписей и т.д. Ведь алгоритмы должны автоматически «видеть» и выделять определённые явления: жесты, объекты, состояния, движения, мимику.

  • Наноинженер — разработки этого специалиста очень малы в размере, но при этом они имеют колоссальное значение для человечества. Как правило, это объекты, не имеющие аналогов в природе, например, искусственные клетки, ткани или даже органы. А ещё наноинженер занимается геномикой, биомеханикой, разрабатывает новые материалы и создаёт электронные схемы на молекулярном уровне.

Специалист по обслуживанию и ремонту электронной техники — он знает, как починить любую технику — а ещё, расскажет, как нужно с ней правильно обращаться, чтобы ремонт не понадобился.

  • Инженер-технолог в строительстве — он участвует в разработке новых типов стройматериалов, следит за тем, чтобы все технологические требования при их производстве соблюдались, контролирует строительные работы.

Специалист по эксплуатации зданий и сооружений — он работает на стройке жилых домов и промышленных объектов, занимается их техническим обслуживанием, реставрацией и реконструкцией. Этот специалист может провести ремонт зданий, канализационных систем, вентиляции. Он регулярно проводит осмотр своего объекта, определяет, какие детали нуждаются в ремонте или замене, проверяет соблюдение требований пожарной, технической безопасности.

  • Электромонтажник / Электромонтёр — этот специалист обеспечивает свет нашим домам, а предприятиям гарантирует бесперебойную работу. Он занимается установкой всевозможного электрического оборудования, проводит или укладывает воздушные и подземные кабельные линии, устраняет неполадки, если их находит.

Инженер-электрик — это специалист отвечает за все системы энергоснабжения. Его основная задача — обеспечить бесперебойную работу электроустановок, за которые он отвечает. А ещё он контролирует электромонтажные работы и регулярно проверяет оборудование.

Слово педагога: Итак, давайте посмотрим на слайд с распределёнными по видам образования специальностями и сверим с вашими ответами.

Заключение

Выставка «Россия»

Слово педагога: Дорогие ребята, в завершении урока я хочу познакомить вас с новой частью нашего курса. Наверняка кто-то из вас слышал о том, что начала свою работу международная выставка-форум «Россия». Это большое событие для нашей страны — все наши главные достижения собраны вместе. И мы, начиная с сегодняшнего занятия, имеем возможность стать виртуальными гостями этой выставки, знакомиться с разными её павильонами, участниками, и, конечно, видеоконтентом. С него мы сегодня и начнём.

Видеоролик «Достижения России: инженерия»

Краткая история промышленности и инженерного дела в стране, основанная на материалах выставки «Россия».

Заключительное слово педагога

Дорогие ребята, большое спасибо за сегодняшний урок! Сегодня вы убедились, что инженерное направление включает в себя огромное количество совершенно разных и очень интересных профессий, а ведь мы рассмотрели с вами только часть из них. Впереди нас ждут новые уроки и новые специальности и направления. Полученные знания помогут определиться вам с направлением и вашей будущей профессией. Удачи!