Россия — мои горизонты 28 марта 9 класс «Россия ресурсная»

Россия — мои горизонты 28 марта «Россия ресурсная»Поделиться:

Введение Россия — мои горизонты 28 марта «Россия ресурсная»

Подготовка к уроку Темы 28

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать раздаточные материалы, по желанию разделить класс на группы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Добрый день, ребята! Сегодня на занятии речь пойдёт о такой важной для нашей страны отрасли как нефтегазовая. Наверняка вы много раз слышали о том, что Россия богата полезными ископаемыми, нефтью и газом особенно. По-другому нефть называют

«чёрным золотом», и это не случайно.

Для многих стран нефть — основной источник дохода. Без нефти невозможно представить промышленность, именно она — основной источник энергии для многих направлений. Нефть даёт человеку более трети всей энергии, используемой в мире. Получается, что эта тёмная природная маслянистая жидкость — один из самых важных ресурсов нашей планеты. И кстати, каждый из нас десятки раз за день сталкивается с нефтепродуктами: из нефти делают одежду, лекарства, духи и даже компоненты для пищевой промышленности.

Именно наша страна была первой в изобретении всех основных технологий в сфере добычи, транспортировки и переработки нефти. По всей России тянутся километры трубопроводов, под землёй и водой работают масштабные буровые комплексы, и на всех этих объектах трудятся сотни профессионалов. На нашем занятии мы подробнее поговорим о том, какие направления есть в этой области, и поймём, какие специалисты сейчас особенно востребованы. А ещё узнаем, как обстоят дела в нефтегазовой сфере России сегодня,

поговорим о её прошлом и будущем. И уже традиционно начнём наше занятие с международной выставки-форума «Россия». Внимание на экран!

Видеоролик с выставки «Россия»

Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.

Слово педагога: Ребята, давайте обсудим ролик. Что нового вы узнали о нефтегазовой сфере? Что показалось вам самым интересным и впечатляющим?

Ответы обучающихся.

Обзор отрасли. Было-стало. Россия — мои горизонты 28 марта «Россия ресурсная»

Игра «Было-стало»

Слово педагога: Когда-то в далёком 1840 году Императорская Санкт-Петербургская академия наук вынесла нефти приговор: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колёс у телеги». Ну а что случилось в 21 веке вы знаете — нефть превратилась в полноценный финансовый инструмент, цена которого мгновенно реагирует на самые важные события в политике и экономике.

Отечественную нефтегазовую промышленность создавали множество выдающихся учёных и инженеров. Благодаря их усилиям появилась сфера, поражающая своими масштабами.

Российский нефтегазовый комплекс — один из самых мощных в мире. Он занимает лидирующие позиции по добыче газа и нефти, у него есть развитая инфраструктура для транспортировки, фундаментальная научная и материально-техническая база. Предлагаю сегодня вам самим в этом убедиться.

Сейчас вы увидите линию времени и различные факты, ваша задача — распределить эти факты по линии времени в правильном порядке. Попробуем?

Раздайте каждой группе комплект материалов для проведения игры. Обучающиеся выполняют задание. Представители групп могут озвучить свои ответы. Сверить ответы можно с помощью слайда «Было-стало».

Факты в правильном порядке: 3-1-5-6-4-8-2-7.

1846 год — на Апшеронском полуострове, относившемся в те времена к Российской империи, была пробурена первая в мире нефтяная разведывательная скважина. (3)

1960-е годы — СССР вышел на второе место в мире по объёму добываемых углеводородов. Началось активное освоение месторождений Западной Сибири. В короткие сроки Западносибирский бассейн стал крупнейшим в СССР нефтедобывающим регионом. Построен самый протяжённый в мире нефтепровод «Дружба». (1)

1990-е годы — нефтяная промышленность России переживает спад. Сокращаются объёмы бурения, внутренний спрос и возможности для внешней торговли. (5)

2003 год — начало освоения нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири. Создание новой масштабной инфраструктуры. С этого момента прошло чуть более 20 лет. (6)

2008 год — спустя 5 лет после начала освоения месторождений в Восточной Сибири Россия и Китай договорились о долгосрочных поставках нефти в Китай по новому трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. (4)

2013 год — чуть более 10 лет назад Россия становится крупнейшим производителем нефти в мире, опережая Саудовскую Аравию, ближайшего конкурента, на миллион баррелей в сутки. (8)

2021 год — в Амурской области построен один из самых больших в мире газоперерабатывающих заводов — уже третий год он служит важным звеном технологической цепочки поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». (2)

2023 год — сегодня российские нефтяные компании вышли на рекордные темпы бурения. Кроме того, найдены 30 новых углеводородных месторождений. (7)

Слово педагога: Ребята, вы сами убедились, насколько сфера нефти и газа прогрессивное направление. Но, конечно, на пути её развития не всё было просто. Давайте посмотрим видео том, как развивалась добыча нефти и газа в России!

Видеоролик «Было-стало»

Описание ролика: краткий обзор истории отрасли + обзор отрасли сегодня.

Слово педагога: Какие достижения в сфере нефти и газа вам кажутся самыми важными? Почему именно они? Что они дают нашей стране?

Ответы обучающихся

Интерактив «Профессии в нефтегазовой отрасли»

Слово педагога: Для того чтобы нефть и газ принесли человеку пользу, нужно множество измерений, исследований и испытаний. Только представьте — в прошлом из открытого месторождения добывали всего 10% сырья, а целых 90% оставалось под

землёй! Благодаря современным технологиям добыча теперь гораздо эффективнее. Но это по-прежнему долгий, трудный и дорогой процесс. Он делится на 5 главных этапов: геологоразведка, бурение, добыча и промысловая подготовка, транспортировка и хранение, переработка. Давайте попробуем представить, как много разных специалистов трудятся в нефтегазовой отрасли, каждый в своём деле. Перед вами основные этапы добычи нефти и газа, а также список специалистов. Ваша задача — сопоставить специалистов с каждым

этапом. Приведу пример. И бурильщик, и системный горный инженер могут работать на этапе бурения. По этому же принципу заполните всю карту. Будьте внимательны! Некоторые специалисты могут работать сразу на нескольких этапах добычи нефти и газа. Для них есть отдельная категория.

Этапы добычи нефти или газа:

  • Геологоразведочные работы

Чтобы добыть полезные ископаемые, нужно сначала хорошо подготовиться: найти месторождение, а затем всё про него узнать: как долго его можно будет использовать, сколько нефти и газа удастся получить, не повредит ли добыча природе? После того как все данные изучены, месторождение начинают готовить к разработке — эксперты создают технические схемы и документацию, делят предстоящую работу на этапы.

2)      Бурение

На этом этапе происходит подготовка скважин и буровых установок

и непосредственно бурение, чтобы с помощью сложного механизма достать полезные ископаемые из-под земли.

3)      Добыча и промысловая подготовка

После того как буровые работы завершены, наступает сам процесс добычи нефти. У каждого месторождения свой жизненный цикл. Обычно первые несколько лет добыча идёт быстрее, а затем работы замедляются. Добытую нефть очищают от механических примесей, убирают

из неё лишнюю воду и соли.

4)       Транспортировка и хранение

Все нефтепродукты перевозят в особых танкерах, железнодорожных и автомобильных цистернах. Иногда продуктопроводы строят сразу у промысловой скважины —

тогда нефть или природный газ движутся от неё до танков хранения или резервуаров. А ещё построены целые нефтераспределительные системы и терминалы — всё для того, чтобы нефть быстро и без потерь попала туда, куда нужно.

5)    Переработка

Сырую нефть из скважины в чистом виде почти не используют. Обычно она проходит сложные физико-химические процессы, чтобы потом стать, например, авиационным или дизельным топливом, бензином, смазочным маслом или пригодиться в нефтехимической

промышленности.

Справочник профессий:

Бурильщик — этот специалист с помощью специального оборудования проникает в недра земли, чтобы добыть полезные ископаемые. Он может участвовать в строительстве новых скважин и их ремонте, а ещё всегда работает при любых погодных условиях.

Геодезист — его работа — изучать местность. А ещё определять рельеф, измерять территорию и вычислять координаты. Там, где нужно наладить добычу полезных ископаемых, без этого специалиста не обойтись — ведь этот специалист знает, где именно построить буровую установку и как сделать так, чтобы месторождение принесло больше всего нефти, угля или даже алмазов.

Координатор распределения проходческих команд — его задача — наладить взаимодействие всех людей, которые работают над проектом. Ведь кто-то находится непосредственно на объекте, а другие задействованы в процессах добычи удалённо. Этот специалист ставит тактические задачи, организует коммуникацию в коллективе, помогает разрешать противоречия и даже конфликты.

Лаборант химического анализа — этот специалист работает в лаборатории — он проводит химические исследования, анализирует различные соединения и материалы. Благодаря этим данным и происходит контроль качества сырья, промежуточных продуктов, а затем и готовой продукции.

Маркшейдер — его основная задача — измерять пространство в недрах Земли и заносить полученные цифры в программу на компьютере. Эти расчёты помогают создавать точные карты подземелья, которые говорят, можно ли безопасно и эффективно использовать определённый участок. Всевозможные измерительные приборы позволяют ему создавать трёхмерные карты в электронном виде.

Мастер резервуарного парка — этот специалист отвечает за работу резервуарного парка — важной части магистрального нефтепровода. Это целая система для приёма, учёта и хранения нефти. Мастер резервуарного парка следит за тем, чтобы всё работало превосходно, и отлично знает устройство резервуарного парка — если что-то выйдет из строя, он тут же устранит неполадку.

Оператор нефтяных и газовых скважин — этот специалист отвечает за то, чтобы скважины работали круглосуточно и без перебоев — он испытывает новые скважины, руководит их обслуживанием и ремонтом.

Системный горный инженер — этот специалист планирует, организует и руководит работами по добыче полезных ископаемых. Он отвечает за строительство шахт, которые обеспечивают доступ к месторождениям, транспортировку полезных ископаемых и безопасность тех, кто их добывает. А ещё участвует в поисках месторождений, а когда их

закрывают — решает, что делать с отходами горных пород и как восстановить повреждённую природу.

Специалист по химической переработке нефти и газа — он трудится на разных этапах переработки сырой нефти и природного газа и управляет всеми процессами. Этот специалист следит, чтобы весь цикл процедур на производстве был безопасным и экологичным.

Строитель объектов для магистральных трубопроводов — этот специалист участвует в строительстве сложных и очень длинных конструкций, которые транспортируют минеральное сырьё. Всё дело в том, что везти нефтепродукты по воде или железной дороге дорого и опасно. Поэтому в нашей стране множество трубопроводов — они работают непрерывно.

Система магистралей — это не только трубы, но и целый комплекс самого разного оборудования.

Шахтёр — этот специалист работает в шахте или на руднике. Каждый день он спускается глубоко под землю и добывает полезные ископаемые. При помощи подземных комбайнов шахтёры роют тоннели, чтобы добраться до ценных пластов. Шахтёру нужно быть внимательным и чётко соблюдать правила техники безопасности.

Экоаналитик в добывающих отраслях — это специалист, задача которого понять, как процессы добычи полезных ископаемых влияют на экологию. Этот профессионал следит, чтобы все экологические стандарты на заводах и предприятиях соблюдались. Кроме того, он разрабатывает план, по которому будут восстанавливать территории после завершения процесса добычи.

Правильное распределение профессий:

Геологоразведочные работы: геодезист, маркшейдер

Бурение: бурильщик, шахтёр

Добыча и промысловая подготовка: оператор нефтяных и газовых скважин, координатор распределения проходческих команд

Транспортировка и хранение: мастер резервуарного парка, строитель объектов для магистральных трубопроводов

Переработка: специалист по химической переработке нефти и газа, лаборант химического анализа

Могут работать на нескольких этапах добычи нефти и газа: системный горный инженер, экоаналитик в добывающих отраслях

Слово педагога: Ребята, мы с вами увидели, как много профессий есть в сфере нефти и газа. А теперь давайте познакомимся с человеком, который сам работает в нефтегазовой отрасли.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшое интервью. Но сначала я хочу вам напомнить, что у каждого есть возможность задать свои вопросы экспертам из разных направлений. Для этого

есть специальная форма в Профиграде: https://profigrad.bvbinfo.ru/question-list. А теперь внимание на экран.

Видеоролик «Интервью с экспертом»

Интервью с представителем отрасли, ответы на популярные вопросы обучающихся.

Информация

Перспективы отрасли. Будет.Россия — мои горизонты 28 марта «Россия ресурсная»

Видеоролик «Россия — моё будущее»

Слово педагога: Говоря о добыче нефти и газа, нельзя не затронуть тему экологии. В нашей стране уже активно внедряются «зелёные» технологии, которые позволяют минимизировать воздействие на природу, и международные стандарты экологической безопасности постоянно повышаются. Давайте посмотрим ролик о том, что ещё нового ждёт нефтегазовую сферу в будущем.

Видеоролик о развитии отрасли и её перспективах, включение с выставки «Россия». Слово педагога: Как вам ролик? Как вы думаете, какие новшества в этой сфере мы увидим уже очень скоро?

Ответы обучающихся.

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Предлагаю проверить ваши знания или интуицию! Сейчас на экране будут появляться различные факты про достижения российской нефтегазовой сферы. Ваша задача

— определить, какие факты уже реальны, а какие станут такими только в будущем. Итак, игра

«Будущее или реальность»:

1)   Современное производство позволяет человеку получать из нефти сотни различных продуктов.

РЕАЛЬНОСТЬ. Духи, шампуни и ткани, игрушки, антисептики и лекарства, удобрения и панели солнечных батарей — всё это делается из нефти.

  • В «Роснефти» сформирован самый большой в Европе научно-проектный комплекс. РЕАЛЬНОСТЬ. Комплекс обладает масштабной инфраструктурой и выдающимся научно- исследовательским потенциалом: в него входит 30 институтов.

3)    Российский мегапроект «Ямал» — центр газодобычи, который не имеет аналогов в мире по уровню сложности.

РЕАЛЬНОСТЬ. Комплекс был запущен в 2017 году, и по своим масштабам является крупнейшим инфраструктурным арктическим проектом в мире — с 58 газовыми скважинами и развитой инфраструктурой.

4)     Нефть уже используется в пищевой промышленности.

РЕАЛЬНОСТЬ. Многие пищевые добавки, красители, консерванты, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса, производятся из нефти. А ещё жевательная резинка и искусственный ванилин.

5)    Люди давно пришли к единому мнению о происхождении нефти.

БУДУЩЕЕ. Пока что нет единого мнения о происхождении нефти: является ли она органикой или нет, однозначно сказать нельзя.

6)     Учёные уже изобрели «умные» месторождения, которые помогают сделать добычу полезных ископаемых более эффективной.

РЕАЛЬНОСТЬ. Более 20 «умных» скважин есть, например, в Ханты-Мансийском автономном округе. Такая система оптимизирует производство и сокращает расходы на её обслуживание.

7)    Особая технология позволяет строить цифровые модели пластов — благодаря этому учёные уже могут сразу увидеть в подробностях всё «подземелье», которое находится рядом со скважиной.

РЕАЛЬНОСТЬ. Такая технология 3D-сейсмики существует и помогает облегчить добычу. Она позволяет получить примерное представление о пористости и насыщенности пластов и провести все необходимые исследования сперва на цифровой модели, а уже потом в реальности.

  • БПЛА в нефтегазовой промышленности используют для того, чтобы следить за состоянием трубопроводов и контролировать выбросы в атмосферу. РЕАЛЬНОСТЬ. А ещё БПЛА используют для разведки и поиска месторождений.

Заключение. Россия — мои горизонты 28 марта «Россия ресурсная»

Большая карта отраслей

Слово педагога: Молодцы, ребята! Нефтегазовая промышленность развивается очень быстро. И перед ней стоят новые вызовы — сегодня около 60% нефти в России относится к трудноизвлекаемым запасам. Эксперты говорят, что время «лёгкой» нефти, когда она буквально фонтанировала, осталось в прошлом. Что это значит для вас? Что вместе с новыми вызовами в этой отрасли открываются и новые перспективы. Сегодня отрасли нужна цифровизация и новые технологии, молодые умы и золотые руки, чтобы добыча нефти была максимально экологичной и рациональной.

Рекомендация по работе с «Большой картой отраслей».

Обучающиеся получают фрагмент карты отрасли. В ней они могут записать свои впечатления от занятия, новые знания об отрасли и профессиях. Соединяя фрагменты друг с другом с помощью скотча, клея или канцелярского степлера, можно постепенно собрать

«Большую карту отраслей». Вы можете собирать её в профориентационном уголке или хранить в сложенном виде.

Слово педагога: Ребята, за сегодняшнее занятие вы получаете ещё один фрагмент «Большой карты отраслей». Давайте заполним его и присоединим к предыдущим частям карты.

Обучающиеся выполняют задание.

Заключительное слово педагога

Слово педагога: Ребята, большое спасибо за этот урок! Сегодня вы убедились, какая мощь заключена в нефтегазовой отрасли, и как много она значит для России! Мы познакомились со специалистом, который работает в сфере нефти и газа, узнали многое из истории нефтегазовой отрасли, разобрались в том, как происходит добыча нефти и газа, и какие профессионалы в этом участвуют. Кстати, поделитесь, а какие достижения в этой сфере вам запомнились больше всего?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: От добычи нефти и газа зависит экономика всей страны, её промышленность, транспорт, топливно-энергетический комплекс. И конечно, в этой сфере множество разных и очень интересных профессий, а сегодня мы рассмотрели с вами только часть из них. Но, возможно, кто-то из вас нашёл в этом направлении что-то интересное для себя. Впереди нас ждут новые уроки и новые специальности и направления. Полученные знания помогут определиться вам с направлением и вашей будущей профессией. Удачи!