Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 1.
Тема: Для чего нужен язык.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель нашего урока – вспомнить, что такое речь и какая она бывает.
Задачи:
- Познакомиться с учебником и правилами работы с ним.
- Уточнить понятие речи.
- Порассуждать, какое значение имеет речь в жизни человека.
- Повторить виды речи.
Результаты:
- Познакомимся с мудрыми высказываниями о языке и речи.
- Узнаем новые пословицы.
- Вспомним, какая бывает речь.
- Порассуждаем, чем отличается речь разных людей.
ТЕЗАУРУС
Язык – это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Речь – это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Для чего нужен язык?
С его помощью люди общаются между собой. Можно говорить, слушать, писать, читать, думать.
Константин Георгиевич Паустовский писал:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Для чего людям язык?
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*
- Прочитайте другие высказывания о языке и речи. Запишите понравившееся в тетрадь.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л. Н. Толстой
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин
2. Найдите другие высказывания о русском языке.
Для этого вы можете воспользоваться сайтом: http://gramota.ru/class/citations/
Расскажите:
- Кто автор этого выражения?
- Как вы понимаете это выражение?
Начните искать и записывать интересные высказывания о языке дома!
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
В этом году мы продолжим изучать русский язык, чтобы узнать больше его тайн, научиться правильно писать, быстро читать и красиво говорить. В этом нам поможет учебник. Рассмотрите его.
- Чем он отличается от учебника за 2 и 3 классы?
- Кто автор нашего учебника?
На форзацах учебника собрана справочная информация, чтобы мы могли быстро её найти.
Откройте страницу 3 и прочитайте эпиграф.
- Почему Иван Сергеевич Тургенев называет русский язык кладом?
- К чему он нас призывает?
- Как мы можем беречь русский язык?
Прочитайте обращение авторов.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
- Для чего необходимо изучать русский язык?
Откройте страницу 4. Прочитайте условные обозначения. Обратите внимание на обозначения разборов. Планы разборов вы можете посмотреть в конце учебника. А ещё там есть разные словари.
А теперь начнём! Прочитайте тему раздела на странице 5. Мы будем повторять то, что вы прошли в 3-ем классе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Вспомните, как называются виды речи. Подпишите рисунки.
На какие группы делятся виды речи?
Задание 2. Какую речь передают технические средства? Подпишите картинки.
_______________________________
________________________________
________________________________
__________________________________
Задание 3. Разгадайте кроссворд о видах речи.
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- С помощью этого вида речи мы общаемся через интернет, подписываем открытки, заполняем дневник.
- С помощью этого вида речи мы общаемся с друзьями на переменах, звоним родителям, покупаем хлеб в булочной.
- С помощью этого вида речи мы думаем, размышляем, читаем про себя.
- Когда мы говорим и слушаем, это называется …
- С помощью этого вида речи мы понимаем, что нам говорит собеседник, получаем советы, узнаём новую информацию от учителя.
- С помощью этого вида речи мы узнаём новые произведения литературы, понимаем объявления в лифте, находим цену товаров в магазине.
- Когда мы используем буквы, чтобы донести свою мысль или узнать новое, это называется …
Задание 4. Спишите высказывание о языке Михаила Александровича Шолохова:
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
- Как вы его понимаете?
Задание 5. Соедините людей и их высказывания
|
Задание 6. Соедините части пословиц
В доброй беседе Сперва подумай, Язык мой – По речам Что на уме, | всяк ума копит друг мой. то и на языке узнают человека. а потом скажи. |
Задание 7 Найдите пословицы, которые рассказывают об устной речи и о письменной речи.
1. Хорошую речь хорошо и слушать.
2. Что написано пером, не вырубишь топором.
3. Ласковым словом можно камень растопить.
4. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
5. Одна книга тысячи людей учит.
6. Испокон века книга растит человека.
7. Сначала подумай, потом скажи!
Найдите в пословицах слова, в которых все согласные звуки мягкие.
_________________________________________________________________
Выпишите из третьей пословицы все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в пословице. Укажите их род, число, падеж.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 8* Найдите 3 пословицы о языке и речи.
Для этого вы можете воспользоваться школьным словариком «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» или сайтом: http://posloviz.ru/category/rech/
Объясните их значение и запишите.
Задание 9.
Поставьте ударение в слове, выделите орфограмму.
ЧЕЛОВЕК
Составьте 3 словосочетания с этим словом и запишите их в тетрадь.
Что означает это слово?
Проверьте себя по школьному толково-этимологическому словарю.
Задание 10.
Расставьте части в правильном порядке, чтобы получился связный текст:
- Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела.
- Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон.
- Так гусеница превратилась в бабочку.
- Прошло некоторое время, и кокон лопнул.
- Жила-была гусеница.
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы
Веч..р
Т..мно было и поз..но. Б..л..шо.. обл..к.. от..двинул..с.. . Выгл..нул мес..ц с..всем сказ..чный. Т..кой р..суют на к..ртинках. Дубы за пруд..м на том б..р..гу бл..стели влажной л..ствой. Вет..р стих. Н.. один л..сток (не) ш..в..лился. А в..да всё ещ.. (не) могла усп..ко..т..ся. Тр..п..тал и бл..стел лун..ый столб..к. Тр..п..тали д..рев..я, опр..кинуты.. в воду. К..зал..с.., все тр..воги осталис.. тол..ко в п..дводн..м царств.. .
(Н. Артюхова)
Задание 12. Выделите предложение, содержащее главную мысль этого текста.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь тянет в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
- Какой вид речи не относится к устной:
А) говорение
Б) письмо
В) слушание
- Укажите, в каком порядке нужно расставить предложения, чтобы получился текст:
- Траву увозили на ферму.
- В поле вышел комбайн.
- На зиму коровам будет корм.
- Он скашивал траву и насыпал её в грузовики.
А) 2, 4, 3, 1
Б) 1, 3, 2, 4
В) 2, 4, 1, 3
- Определите тему текста предыдущего задания.
А) Комбайн в поле
Б) Заготовка корма
В) Корм для коров
Вариант 2.
- Какой вид речи не относится к письменной:
А) Письмо
Б) Чтение
В) Слушание
- Укажите, в каком порядке нужно расставить предложения, чтобы получился текст:
- Это подснежник потянулся к солнцу.
- Вскоре на пригорке появился росток.
- Солнце стало нагревать землю.
- Под его лучами образовалась проталина.
А) 3, 4, 2, 1
Б) 1, 3, 2, 4
В) 2, 4, 1, 3
- Определите основную мысль в тексте (ТВ-18)
А) Первый росток
Б) Весеннее солнце
В) Проталина
ЗАПОМНИТЕ!
Язык — это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Речь — это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.
Задание 2.
1, 4 – устная (речь)
2, 3 – письменная (речь)
Вариант:
1 – говорение
2 – чтение
3 – письмо
4 – слушание
Задание 3.
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | п | и | с | ь | м | е | н | н | а | я |
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
| г |
|
|
|
|
|
| 1 | п | и | с | ь | м | о |
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| о |
|
|
|
|
|
|
| 3 | в | н | у | т | р | е | н | н | я | я |
|
|
|
|
| с |
| е |
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | ч | т | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
| н |
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
1 – повар, 2 – автомеханик, 3 – музыкант, 4 – архитектор.
Задание 6.
В доброй беседе всяк ума копит.
Сперва подумай, а потом скажи.
Язык мой – друг мой.
По речам узнают человека.
Что на уме, то и на языке.
Задание 7.
1. Хорошую речь хорошо и слушать. (Устная речь).
2. Что написано пером, не вырубишь топором. (Письменная речь).
3. Ласковым словом можно камень растопить. (Устная речь).
4. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. (Устная речь).
5. Одна книга тысячи людей учит. (Письменная речь).
6. Испокон века книга растит человека. (Письменная речь).
7. Сначала подумай, потом скажи! (Устная речь).
Речь, петь, людей
Словом — с.р., ед.ч., Т.п.
Камень — м.р., ед.ч., И.п.
Задание 9.
ЧЕЛОВЕ’К
Задание 10.
5, 2, 4, 3, 1
Задание 11.
Вечер
Темно было и поздно. Большое облако отодвинулось. Выглянул месяц, совсем сказочный. Такой рисуют на картинках. Дубы за прудом на том берегу блестели влажной листвой. Ветер стих. Ни один листок не шевелился. А вода всё ещё не могла успокоиться. Трепетал и блестел лунный столбик. Трепетали деревья, опрокинутые в воду. Казалось, все тревоги остались только в подводном царстве.
Задание 12.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Контрольный модуль
В-1
1. Б
2. А
3. Б
В-2
1. В
2. А
3. А