Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 1
Повторение тем 1-4 классов. Нумерация. Разряды. Сравнение чисел. Текстовые задачи разных видов.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— понятие натуральных чисел;
— запись и чтение натуральных чисел;
— действия с натуральными числами;
— решение задач по действиям.
Тезаурус
Натуральные числа – это числа, начиная с 1, получаемые при счёте предметов.
1, 2, 3, 4, 5…
Наименьшее натуральное число – 1.
Наибольшего натурального числа не существует.
Всего цифр десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. С помощью этих цифр можно записать любое натуральное число.
При счёте число ноль не используется. Поэтому ноль не считается натуральным числом.
Для сравнения чисел используются знаки: >, <, =.
Основные математические операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Сложение и вычитание – действия первой ступени. Умножение и деление – действия второй ступени.
Сложение – арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
Вычитание – это арифметическое действие, посредством которого от одного числа отнимается другое число.
Умножение – это арифметическое действие повторения данного числа слагаемым столько раз, сколько единиц находится в другом данном числе, множителе.
Деление – это арифметическое действие, по которому узнаётся, сколько раз одно число содержится в другом.
Обязательная литература
- Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2019. – 276 с.
- Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.
Дополнительная литература
- Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
- Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010. – 118 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы продолжаете изучать одну из самых древних наук – математику.
Многими математическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики.
Для счёта предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр: ноль, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Такую запись чисел называют десятичной. Самое маленькое натуральное число – единица. Наибольшего натурального числа нет, так как натуральных чисел бесконечно много.
Также известно, что значение цифры зависит от её места в записи числа. Например, рассмотрим число 7654. Цифра 4 означает четыре единицы, так как она стоит на последнем месте в записи числа, то есть в разряде единиц.
Цифра 5 означает пять десятков, так как она стоит на предпоследнем месте в записи числа – то есть в разряде десятков. Цифра 6 стоит на третьем месте от конца, она означает в данном случае шесть сотен, так как стоит в разряде сотен. И, наконец, число 7 стоит на первом месте – в числе оно стоит в разряде тысяч и означает семь тысяч.
Нужно помнить, что количество разрядов бесконечно.
А ещё нам знакомы следующие арифметические операции:
Сложение: знак, соответствующий операции – «+».
Вычитание: знак, соответствующий операции – «-».
Умножение: знак, соответствующий операции – «х» или «∙».
Деление: знак, соответствующий операции – «:».
Также стоит обратить внимание на следующие моменты.
- Если в выражении без скобок присутствуют только действия одной ступени, то они выполняются по порядку слева направо.
- Если в выражении без скобок присутствуют действия I и II ступеней, то сначала выполняются по порядку действия II ступени, а уже потом действия I ступени.
- Если в выражении присутствуют скобки, то сначала в них выполняются все действия.
Также мы можем сравнивать числа. Для записи сравнения чисел используются знаки больше (>), меньше (<), равно (=).
Например, сравним два числа – 24 и 7. Число 24 больше, поэтому между этими числами можно поставить знак больше:
24 > 7.
Рассмотрим несколько задач.
Задача №1. На улов рыбы вышли два рыболовецких судна. Их общий улов составил 150 тонн рыбы, причем первое судно наловило рыбы в два раза больше, чем второе. Сколько тонн рыбы доставило на базу каждое судно?
Решение:
- 2 + 1 = 3 (части) – было.
- 150 : 3 = 50 (тонн) – одна часть, второе судно.
- 50 ∙ 2 = 100 (тонн) – первое судно.
Ответ: 100 тонн – первое судно; 50 тонн – второе судно.
Задача №2. Теплоход прошел расстояние от пристани А до пристани В за 3 часа по течению реки. Найдите скорость теплохода, если скорость течения реки 4 км/ч, а расстояние между пристанями равно 60 км.
Решение:
- 60 : 3 = 20 (км/ч) – скорость теплохода по течению реки.
- 20 – 4 = 16 (км/ч).
Ответ: скорость теплохода – 16 км/ч.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Поставьте между числами соответствующий знак:
- 25____8
- 45____479
- 135_____11
Для заполнения пропусков нам надо сравнить числа.
25 больше 8
45 меньше 479
135 больше 11
Значит, верный ответ:
- 25 > 8
- 45 < 479
- 135 > 11
№ 2. Как с помощью цифр можно записать число пятьдесят два миллиона восемь тысяч двадцать?
Варианты ответов:
- 52008020
- 520820
- 5200820
- 5208020
Мы знаем, что в миллионе должно быть 7 знаков (единица и шесть нулей), так как у нас пятьдесят два миллиона, то количество знаков в числе будет точно не менее семи, но и ни более восьми, следовательно, нам подходит ответ 1.
Верный ответ: 52008020.