Урок 10. Предложения простые и сложные

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 10.

Тема:Предложения простые и сложные.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.

Задачи:

  1. Научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
  2. Научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.

Результаты:

  • Узнаем, что такое сложное предложение.
  • Научимся ставить знаки препинания внутри сложного предложения.
  • Потренируемся строить сложные предложения.

Тезаурус

Простые предложения состоят из одной грамматической основы.

Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.

Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?

Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.

Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.

  • Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

  • Подумайте, для чего нам нужны союзы?

Составим схемы этих предложений:

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

[], и [].

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

[],

[потому что].

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

[], но [].

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

[],

[когда ].

Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберите сложное предложение.

  1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
  2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
  3. Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:

1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал  себе под нос новую песенку.

2. Винни – Пух вставал рано, по утрам  он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

1.Урок 10. Предложения простые и сложные

2.Урок 10. Предложения простые и сложные

3. Урок 10. Предложения простые и сложные

Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  1. Осень приближается небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел и выглянуло солнце.

Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах. 

Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7. Составьте схемы предложений.

  1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
  2. Сегодня я поеду к бабушке.
  3. Я не видел реки великолепнее Енисея.
  4. Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.

Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.

  1. С утра он любил пить только воду,
  2. После дождя дети хотели пойти гулять,
  3. Миша любит футбол,
  4. поэтому отказался от сока
  5. но дождь не прекращался
  6. а Маша читать книги

Задание 9. Спишите предложение:

С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.

1.В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки .

2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке

3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.

4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.

Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.

Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.

послышался, птичий, вдруг, крик;

поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;

над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.

Задание 13.

Составьте предложения по схемам:

Урок 10. Предложения простые и сложные

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

Выберите неверное высказывание:

  1. В простом предложении одна грамматическая основа.
  2. Части сложного предложения могут соединяться интонацией.
  3. Перед союзом И в сложном.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1.Мама устает, потому что она тяжело работает.

2.Солнце восходит, начинается утро.

3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.

1) одно 2) два 3) три

Вариант 2.

1. Выберите неверное высказывание:

  1. Части сложного предложения могут соединяться союзом.
  2. Перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится.
  3. В простом предложении одна грамматическая основа.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1. Выглянуло солнце, и стало тепло.

2. Я устал, пойду лягу спать.

3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.

  1. одно 2) два 3) три

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2

Задание 2.

1-3

2-1

3-2

Задание 3.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Второе сложное.

Задание 4.

  1. Осень приближается, небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел, и выглянуло солнце.

Задание 5.

Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах. 

Задание 6.

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы, потому что знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка, потому что М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7.

  1. [______ ______], [[______ ______, ______].
  2. [______ ______].
  3. [______ ______].
  4. [______ ______], и [[______ ______].

Задание 8.

1-1, 2-2, 3-3

Задание 10.

1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.

2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке

3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.

4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мягкая повязка.

Задание 11.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.

Задание 12.

Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.

Контрольный модуль

В-1

1. 3

2. 1

3. 3

В-2

1. 2

2. 1

3.2