Урок 10. Способы сжатия текста.

Поделиться:

Урок 10. Способы сжатия текста

Что можно убрать в тексте? Напишите сжатый текст.
1.Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.
3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.
5. Было предвечернее время июньского дня.
Правильный ответ
Мы шли по дороге, а они косили в берёзовом лесу и пели.
Это было давно.
Они косили и пели, и берёзовый лес ещё откликался им.
Кругом нас были поля глушь.

Вы сегодня на уроке сможете потренироваться в работе с текстом: научитесь составлять план текста, применять приемы сжатия.
Такой вид деятельности нужен для того, чтобы отработать навыки письма сжатого изложения.
Основное содержание урока
Изложение определяется как пересказ, близкий к тексту. Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения.
При этом необходимо:
— точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
— отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы (главной мысли текста);
— воссоздать особенности языка и стиля текста;
— соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста.
Понимание текста – основное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения главное не запоминание (хотя и это важно), а умение анализировать текст.
Прослушаем текст
Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.
Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом. Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым, почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.
А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти. Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами.
(По Г. Черменской)
Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца.
В данном тексте 3 абзаца.
В каждом абзаце есть микротема.
Давайте попробуем составить план текста.
В первом абзаце говорится о семейных реликвиях, спрашивается о том, какие чувства вызывают семейные реликвии и даётся ответ на этот вопрос.
Во втором абзаце говорится о смысле реликвии, рассматривается роль реликвий в истории семьи и делается вывод о том, что семейные реликвии – это связь с прошлым, символ продолжения рода.
Микротема третьего абзаца – нить между поколениями. Здесь мы задаемся вопросом: «Что движет людьми, которые дарят реликвии» и понимаем, что это – желание привить семейные ценности, уважение к предкам.
Чтобы написать сжатое изложение, необходимо
исключить второстепенную информацию,
обобщить единичные факты,
заменить конкретное обобщающим.
Приёмы сжатия также называют приёмами компрессии.
Исключение — это самый распространенный способ сжатия текста.
При исключении удалять из исходного текста:
вводные слова;
• однородные члены предложения;
• повторы;
• однотипные примеры;
• риторические вопросы и восклицания;
• цитаты;
• детали;
• пояснения; рассуждения; описания;
• слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Например, в этом отрывке мы исключаем деепричастный оборот, синонимы, вводное слово.
В исходном тексте можно обобщить (объединить):
• парцеллированные предложения( небольшие);
• предложения, связанные одной мыслью;
• части предложений;
• конкретные, единичные факты, события, явления.

Например:
можно объединить е однородные члены предложения в одно понятие.
Упрощение (замена) –
это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:
замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом (сложного предложения – простым);
слияние нескольких предложений в одно;
замена части текста одним предложением;
сокращение количества частей сложного предложения;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена прямой речи – косвенной.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
И все-таки воспроизведенное высказывание — ваш вариант текста. В нем отражено ваше развитие, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью.
Ключевые слова
Способы сжатия текста, исключение, обобщение, упрощение, тема и идея текста.
Основные понятия
Приемы компрессии: исключение, обобщение, упрощение (замена).
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное;
составить новый текст.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
Тема текста – это предмет речи (о чем?).
Идея текста – это задумка автора (зачем?).
Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста.
Разбор типового тренировочного задания

Какие определения соответствуют понятию. Продолжите мысль:
Сжатие текста — это
1.преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.
2. краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
3. формирование основной мысли текста и создание связного, завершенного текста.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание;
2) подставьте все варианты;
3) определите верные утверждения.
Сжатие текста — это
1.преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. – это верное утверждение.
2. краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. – это верное утверждение.
3. формирование основной мысли текста и создание связного, завершенного текста. – это верное утверждение.
Следовательно, верные ответы — 1,2,3.

Разбор типового контрольного задания
Что не является микротемой
1.- это маленькая часть общей темы,
2.- тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца.
3. – это дополнительные детали, второстепенная информация.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание;
2) проанализируйте варианты ответов и соотнесите с понятием, которое дается в задании;
3) найдите верный ответ.
1. Микротема — это маленькая часть общей темы. — это верное утверждение.
2. Микротема — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. — это верное утверждение.
3. Микротема – это дополнительные детали, второстепенная информация. — это неверное утверждение.
Следовательно, ответ нужно выбрать № 3.
Дополнительно
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
— определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
— запомните последовательность событий, рассуждений;
— определите количество абзацев, ключевые слова;
— составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.