Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 11
Ключевые слова. Сочинение-рассказ
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Анализ текстов, выявление в них ключевых слов.
2. Преобразование визуальной информации в текст.
3. Создание текста рассказа по ключевым словам.
4. Рассказ. Композиция рассказа.
Тезаурус
Завязка сюжета – событие, с которого начинается действие в произведении.
Ключевые слова или словосочетания ‒ это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста.
Композиция – построение художественного произведения.
Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.
Описание – форма словесного выражения содержания, изображение явление перечислением его признаков.
Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.
Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.
Слово – 1) основная единица языка; 2) высказывание. В произведении словесности – форма выражения художественного содержания.
Сюжет – (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображённых в произведении.
Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.
Рассуждение – форма словесного выражения содержания, изложение и доказательство какой-либо мысли.
Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей. Любой текст является результатом творчества. Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.
Вспомним, что такое тема текста? Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.
Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.
Послушайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина
«Как я под партой сидел».
«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:
‒ Извините, Пётр Петрович.
Учитель спрашивает:
‒ В чём дело? К доске хочешь?
‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…
‒ Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках».
Какие слова из рассказа можно отнести к тематической группе с обобщающим словом «школа»? Конечно, это такие слова, как доска, парта, учитель, пол-урока, класс. Нам становится понятно, что событие происходит в школе.
Для верного понимания идеи текста необходимо выделить и ключевые слова. Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста. Например, в стихотворении Осипа Мандельштама «Калоша»:
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлёпать в луже,
Через улицу шагать!
Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже. Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.
Как известно, текст может принадлежать к одному из типов речи. Какой приём вы используете, чтобы различать типы речи? Конечно, ставите вопрос. При описании можно поставить вопрос «какой?», при рассуждении – «почему?», при повествовании – «что случилось?».
Создавая текст-повествование, вы говорите о следующих друг за другом событиях. В предложениях текста присутствует указание на время и на лицо, которое совершает действие. Это и есть тема, то, о чём вы будете рассказывать. Нужно продумать, для чего вы рассказываете о том или ином событии? Это будет идея. Кто будет главным действующим лицом? Так создаётся рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека. Что ещё нужно знать, создавая рассказ?
У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Он состоит из завязки, события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития и развязки события. Послушайте стихотворение.
Забыть тот случай –
Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.
Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
– Давай нажму,
Но сколько раз?
И он сказал:
– Нажмите пять! –
И я – нажал.
Я позвонил
Пять раз подряд,
А он
Попятился назад:
– Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!!
Он – из подъезда.
Я – за ним.
Какое заглавие вы бы дали этому стихотворению? Наверное, взяли бы за основу то, что произошло. «Случай в подъезде» – именно так назвал своё стихотворение Муса Джалиль. А самый напряжённый момент в стихотворении какой? Когда автор нажал пять раз на звонок, а после слов мальчика: «Ну, хватит, дяденька! Бежим!» он догадался, что это была шутка.
Итак, средством раскрытия идеи рассказа выступает сюжет ‒ цепь событий, изображенных в нём.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Единичный выбор
Выберите правильное утверждение. Рассказ – это…
а) повествование об отдельном событии из жизни человека;
б) цепь эпизодов, предшествующих развязке.
Разбор задания: Рассказ – это повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.
Правильный ответ: а
2. Выделение цветом.
Прочитайте фрагмент из повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» и выберите строку, в которой все слова относятся к тематической группе с обобщающим словом «рыбалка»:
«После этого он решил отдохнуть. Он взглянул на мостки. Два удилища качались над водою, лески были туго натянуты – на них ходила рыба, – но никого не было видно вблизи: ни Коли, ни Тани».
А) мостки, удилища, водою, лески, рыба
Б) мостки, вода, рыба, качались, отдохнуть
Правильный ответ:
А) мостки, удилища, водою, лески, рыба