Урок 11. «Предложение»: вспоминаем всё, что знаем

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 11. «Предложение»: вспоминаем всё, что знаем.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке мы повторим и систематизируем все, что мы знаем о предложении. Вспомним, какими могут быть предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Потренируемся выделять простые предложения в составе сложного и делать разбор предложения по членам. Повторим правила пунктуации и проверим умения применять их на практике.

Глоссарий

Повествовательное предложение содержит повествование, сообщение, рассказ о чём-либо.

Вопросительное предложение содержит вопрос.

Побудительное предложение содержит побуждение (просьбу, требование, приказ).

Восклицательное предложение – предложение с яркой эмоциональной окраской. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа.

Сложное предложение – предложение, в котором две или несколько грамматических основ.

Распространённое предложение – предложение, в котором есть второстепенные члены.

Нераспространённое предложение – предложение, в котором есть только главные члены.

Литература

Основная литература

• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 14-16.

Дополнительная литература

• Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы — М.: Просвещение, 2018. Стр. 10-14.

• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 11-16.

• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, какие Вы знаете типы предложений по цели высказывания.

Для чего мы вообще говорим или пишем?

Оказывается, все наши разнообразные цели можно свести к трем:

1. Мы хотим что-то рассказать. Как называются предложения, в которых что-то сообщается? Повествовательные.

2. Мы хотим что-то узнать, о чем-то спросить собеседника. Как называются такие предложения? Вопросительные.

3. Мы хотим, чтобы собеседник что-то сделал, хотим побудить его к какому-то действию. И такие предложения, как Вы помните, называются побудительными.

Приведем примеры предложений, различающихся по цели высказывания.

1) Тигр – хищное животное. Это предложение сообщает нам новую информацию. Это предложение повествовательное.

2) Зачем слону такие большие уши? В этом предложении содержится вопрос. Это предложение вопросительное. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

3) Сфотографируйте нас, пожалуйста. Это предложение содержит просьбу. Это предложение побудительное.

Также Вы уже знаете, что предложения различаются по эмоциональной окраске.

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Надо отметить, что и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения могут быть как восклицательными, так и не восклицательными.

Так, повествовательное предложение: Тигр хищное животное. – невосклицательное. А предложение: Тигры очень опасны! — тоже повествовательное, ведь в нем тоже сообщается информация, но по эмоциональной окраске оно восклицательное. Произносится с восклицательной интонацией, а на письме после такого предложения ставится восклицательный знак.

Вспомним, что предложения бывают простыми и сложными. В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две или больше.

Так, предложение: Тигры обитают в Азии. — простое. В нем одна основа: Тигры обитают.

А в предложении: Слоны не очень хорошо слышат, а большие уши нужны им для защиты от перегрева. — 2 основы: Слоны слышат и уши нужны. Это предложение сложное.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

Что ещё мы знаем о предложении? Предложения бывают распространённые и нераспространённые. Нераспространённое предложение состоит только из основы. Например: Жираф ест. Жираф – подлежащее, ест – сказуемое. В распространённом предложении кроме основы есть ещё второстепенные члены предложения. Например: Жираф ест листья акации. Здесь, помимо подлежащего и сказуемого, есть еще 2 второстепенных члена предложения: ест (что?) листья. Листья (чего?) акации.

В предложении любого типа нам может встретиться обращение.

Например: Осторожно, дети, тигры очень опасны!

Ольга Николаевна, зачем слону такие большие уши?

Не корми жирафа конфетами, Маша.

Обращение в предложении всегда выделяется запятыми.

.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

1. Найдите правильную характеристику предложения:

Почему ты все время опаздываешь?!

1) Повествовательное, восклицательное, распространённое.

2) Вопросительное, невосклицательное, распространённое.

3) Вопросительное, восклицательное, нераспространённое.

4) Вопросительное, восклицательное, распространённое.

Посмотрим на наше предложение. На конце предложения стоит два знака препинания: вопросительный и восклицательный знак. Восклицательный знак всегда ставится после восклицательных предложений, а вопросительный — после вопросительных. Значит, наше предложение вопросительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске. Следовательно нам подходят только ответы 3) или 4). Остаётся выяснить, распространённое это предложение или нераспространённое. Разберём предложение по членам:

Почему ты все время опаздываешь?!

В этом предложении есть как главные, так и второстепенные члены. Это предложение – распространённое. Значит, правильный ответ – 4)

2. Вставьте в текст пропущенные обращения с правильными знаками препинания.

Чебурашка звонит крокодилу Гене:

— _______ нам посылка пришла. В ней десять апельсинов: восемь тебе и восемь мне.

— Послушай ___________ разве восемь и восемь будет десять?

— Не знаю _________ я свои восемь апельсинов уже съел!

1. Гена,

2. , Гена

3. Чебурашка,

4. , Чебурашка,

5. , Гена,

6. , Чебурашка

На месте первого пропуска нужно вставить обращение – Гена, ведь это Чебурашка звонит крокодилу Гене. Так как обращение стоит в начале предложения, оно отделяется одной запятой. Нам подходит ответ 1.

На место второго пропуска нужно вставить обращение – Чебурашка, так как теперь Гена отвечает Чебурашке. Так как в этом предложении обращение стоит в середине предложения, оно выделяется запятыми с двух сторон. Нам подходит ответ 4.

В последнем предложении нужно опять вставить обращение – Гена, оно окажется в середине предложения и его следует выделить с двух сторон запятыми. Правильный ответ – 5.