Конспект
Герой нашего урока – первый российский император, который, по выражению Пушкина «Россию поднял на дыбы», реформатор с неиссякаемой энергией, властный и решительный Петр I. О его делах известно многое, однако масштабные преобразования могли бы не случиться, если бы не предшественники Петра, подготовившие почву для новой России, создавшие предпосылки для реформ. В чем же их заслуга? Как великий реформатор пришел к власти? Какими личными качествами обладал Петр I? В этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
В те же годы в Россию стала проникать иностранная мода, танцы, языки. При дворе появился первый поэт – Симеон Полоцкий, прославляющий в своих стихах царскую фами-лию.
Однако наибольшее значение имели первые реформы по западному образцу. Так, уже при Алексее Михайловиче в русской армии служили шесть полков «иноземного строя», был создан воинский устав, голландские специалисты были приглашены для постройки русского корабля «Орел».
Кроме того, впервые важные государственные должности стали занимать не по родовитости, а по способностям.
По европейскому образцу была реформирована налоговая система – на смену прямому налогу пришли косвенные на-логи на соль и табак. Однако население не имело средств на покупку соли по новой цене, начались волнения.
Наиболее известным реформатором эпохи Алексея Михай-ловича был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он предложил сократить дворянское ополчение и увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность и создать постоянно действующую армию.
Кроме того, реформатор попытался ввести некоторые эле-менты самоуправления, передав функции суда и управле-ния выборным представителям посадского населения.
Наиболее же известно имя Ордина-Нащокина благодаря новоторговому указу 1667 г., в котором были отменены привилегии иностранным компаниям и введены льготы для российских купцов. Однако многое из задуманного не удалось. В 1671 г. Ордин-Нащокин подвергся опале, после чего постригся в монахи.
Алексей Михайлович передал престол своему сыну Федору Алексеевичу. И хотя молодой царь был тяжело болен и вместо него большинство государст-венных вопросов решали его родственники, он сумел со-вершить важный шаг. В 1682 году было отменено местни-чество. Отныне назначение на государственные и военные должности производилось не по знатности, а по способно-стям.
Царь Федор немало сделал и для своего крестника и млад-шего брата Петра, любил мальчика и заботился о нем. С 5-ти летнего возраста мальчика стал обучать грамоте дьяк Никита Зотов. Петр, хотя и не отличался особым прилежа-нием, научился читать и писать. По достижении 10 лет он должен был начать изучение более сложных наук, однако за месяц до этого его старший брат умер, и учение для Петра закончилось.
После смерти Федора остались два сы-на Алексея Михайловича: Иван Алексеевич, рожденный первой женой царя Марией Ильиничной Милославской и Петр Алексеевич, рожденный второй женой Натальей Ки-рилловной Нарышкиной. Первый сын был болезненным и слабоумным, второй же – слишком маленьким. Однако ближайшее окружение умершего царя Федора провозгла-сило царем именно Петра. Это было нарушением прежнего порядка наследования престола, при котором в случае затяжного междуцарствия вопрос о престоле решал Земский собор. Ситуацией воспользовались родственники Ивана Милославские. Против Нарышкиных было поднято стрелецкое войско (1682 г.), пострадали многие родственники Петра по линии матери.
В результате царями стали оба брата – Иван и Петр, а до их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья. Однако братья были царями лишь номи-нально. В их двойном троне даже было предусмотрено ме-сто за шторкой, из-за которой царевна подсказывала юно-шам, что отвечать во время приемов. Софья была реальной правительницей. Петр вместе с матерью вынужден был уехать в село Преображенское. Дворцовое образование молодого царя прекратилось, зато начались всевозможные «потехи»: строительство крепости вместе с ровесниками из Немецкой слободы, обучение военному делу в потешных полках, плавание под парусами. Впоследствии из потеш-ных полков Петра вырастет русская гвардия – Семеновский и Преображенский полки.
«Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожу-хово».
Закадровый текст: Софья же, находясь у власти, фактиче-ски к управлению государством была не готова. Ее глав-ным помощником стал Василий Васильевич Голицын, продолжавший курс реформ, начатых при Алексее Михайловиче. Именно благодаря ему в Москве в 1687 году было открыта Славяно-греко-латинское училище. Принимались указы, вводившие европейские формы быта. Голицын выступал сторонником торговой политики Ордина-Нащокина, высказывался за введение поголовной подати и даже говорил о необходимости освобождения крестьян от власти помещиков. Также как и Ордин-Нащокин, фаворит Софьи высказывался за постоянно действующую армию, однако осуществить все задуманное ему не удалось, в 1689 году он был отправлен в ссылку в Архангельский край.
Все потому, что в 1689 году началось самостоятельное царствование Петра.
В августе Петр получил известие о готовящемся заговоре. Он спешно переехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру. Сюда же потянулись бывшие сторонники Софьи, поддержавшие теперь совершеннолетнего царя. В сентябре 1689 года Петр вступил в Москву, заточил Софью в Новодевичий монастырь и стал править вместе с братом. Но больной Иван лишь изредка появлялся на церемониях и не вмешивался в государственные дела. В 1696 году, после смерти брата Петр стал править единолично. В 1689 году Петр по настоянию матери женился на Евдокии Лопухи-ной, однако молодая жена была неграмотна, не привыкла выходить в свет и вскоре наскучила царю, а через несколь-ко лет была отправлена в монастырь.
Общаясь с иностранцами, Петр понял, что важнейшее значение для России имеет выход к морям, Черному и Балтийскому.
Петр посчитал, что начать борьбу следует с южных рубе-жей и в 1695 году предпринял первый Азовский поход. Осада Азова длилась почти три месяца, однако из-за слабо-сти артиллерии, отсутствия флота и единого командования успехов русской армии не принесла.
В 1696 году был предпринят второй Азовский поход. Ко-мандование армией теперь осуществлял А.С. Шеин, у Рос-сии появились первые корабли, вокруг Азова был возведен огромный земляной вал для удобства артиллерийского об-стрела. Вскоре Азов пал. Эта победа впервые вывела Рос-сию к южным морям. Но на новых рубежах необходимо было закрепиться, что было невозможно без союзников.
В 1697 году Петр под именем Петра Михайлова отправля-ется в Европу в Великое посольство. Его главной целью был поиск союзников для борьбы против Турции.
Но и для самого Петра путешествие по Европе имело ог-ромное значение. Царь изучал военные науки, морское де-ло, кораблестроение, знакомился с культурой и нравами Европы.
В ходе Великого посольства Петр понял, что главным на-правлением его внешней политики будет не южное, а за-падное. Вместо союзников против Турции он нашел союз-ников против Швеции.
Внезапно царь узнал о новом стрелецком заговоре (1698 г.) и поспешил в Россию. Последовала жестокая расправа с заговорщиками, которые планировали свергнуть Петра с престола.
«Посещение Петром I Голландии. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года»; карта «Азовские походы Петра I», на ней выделяется маршрут, затем выделяется город Азов, дата 1695, далее – дата 1696 и на карте цветом выделяется Азовское море; заголовок «Великое посольство 1697 – 1698 г.», картина Д. Маклиза «Пётр I в Дептфорде в 1698 году», затем – картина М. До-бужинского «Пётр Великий в Голландии», картина Н. Неврева «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зо-товым», картина А. И. Шарлемана «Пётр I накрывает заго-ворщиков в доме Циклера».
Итак, предпосылки великих реформ Петра I складывались еще с середины XVII века. Молодо-му царю предстояло довести до конца то, что было начато его предшественниками и вывести Россию на новый уро-вень, прорубить «окно в Европу».
Словарь:
Регентство – временное правление регента, осуществляю-щего верховную власть в государстве вследствие болезни или несовершеннолетия монарха.
Двоецарствие – совместное царствование двух монархов.
Фаворит (от итал. Favor – благосклонность) – любимцы монарших особ, пользовавшиеся доверием и имевшие власть.
Основные выводы:
Предпосылки великих реформ Петра I складывались еще с середины XVII века. Молодому царю предстояло довести до конца то, что было начато его предшественниками и вывести Россию на новый уровень, прорубить «окно в Европу».
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарев А.Я. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 1.
Урок 11. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I
Поделиться:
Урок 11. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I Скачать