Урок 11. Реконкиста в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII–XV вв.

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 11. Реконкиста в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению образования централизованных государств в Западной и Южной Европе.

Тезаурус

Реконкиста – это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.

Кортесы – это сословно — представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.

Инквизиция – это общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.

Аутодафе – это торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).

Тирания – система государственного управления, основанная на единоличном правлении, в большинстве случаев не является наследственной.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
  13. Сайт: http://www.goldenfish.nm.ru/ – Загадки цивилизации майя.
  14. Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из предыдущего урока вы узнали, как происходило образование централизованных государств в Англии и во Франции. Образование централизованных государств способствовало быстрому развитию хозяйства и культуры этих стран. Подобный процесс происходил и на территории государств Пиренейского полуострова, но там он происходил в условиях Реконкисты – военного конфликта между мусульманами и христианами.

Каковы особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове? Об этом мы поговорим на данном уроке.

В конце XV вв. завершилось объединение и создание централизованных государств в Испании. Соединение многих культур – арабской, латинской, готской (германской), местной кельтской, влияние берберов-африканцев и евреев придали неповторимую оригинальность и красоту искусству Испании.

Арабов и берберов, которые жили на Пиренейском полуострове, христиане называли маврами (пришли из Мавритании). Мусульманские владения на полуострове называли Андалусия.

В Испании в течение 8 веков проходила Реконкиста – отвоевание территории у мавров. В ходе Реконкисты в центре Пиренейского полуострова образовались обширные королевства Кастилия и Арагон, а на Пиренейских горах – Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия. Итогом Реконкисты было изгнание мусульман с территории Пиренеев, образование Испании и Португалии. Начало деятельности инквизиции в Испании. Кроме того, итогом долгого соседства с мусульманами стала уникальная культура пиренейских государств.

Все возникшие на Пиренейском полуострове государства были сословными монархиями. Собрание представителей сословий называлось кортесы. Кортесы делились на три палаты. Подобно сословным собраниям в других странах, они утверждали новые налоги и участвовали в издании законов.

В Средние века Германия и Италия оставались раздробленными, власть в них принадлежала князьям (в Германии) или крупным городам (в Италии). Раздробленность Германии была закреплена в «Золотой булле» (1356 г.). Она упрочила сложившийся порядок избрания Императора Священной Римской империи германской нации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расположите события истории Реконкисты в хронологической последовательности.

Варианты ответов:

1. взятие португальцами Лиссабона

2. захват христианами Толедо

3. захват Фердинандом и Изабеллой Гранады

4. Объединение Кастильского и Арагонского государств в Испанию

Правильный вариант ответа:

2. захват христианами Толедо

1. взятие португальцами Лиссабона

4. Объединение Кастильского и Арагонского государств в Испанию

3. захват Фердинандом и Изабеллой Гранады

Задание 2. Выберите один ответ. Реконкиста – это?

Варианты ответов:

1) завоевательные походы арабов

2) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов христианами

3) поход рыцарских орденов на Восток

4) отвоевание христианских святынь в Палестине

Правильный вариант:

2) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов христианами