Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №12. Таблица умножения и деления с числом 4.
Таблица Пифагора
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какая закономерность в составлении таблицы умножения с числом 4?
— Что представляет собой таблица Пифагора?
Глоссарий по теме:
В таблице умножения с числом 4 произведение чисел увеличивается на 4.
Значения таблицы умножения чисел 2, 3, 4 можно оформить в виде таблице.
В результате получится таблица умножения.
Впервые таблицу составил древнегреческий учёный Пифагор, живший до нашей эры.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.34-35
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. –
с. 17-18.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно четыре.
Наша задача: составить таблицу умножения и деления с числом 4.
Заполним таблицу, зная таблицу умножения числа 2.
В первой строке записаны числа от 1 до 9. Умножим число 2 на каждое и запишем ответы во второй строке.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
Добавим третью строку с числом 3. Умножим число 3 на каждое число из первой строчки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
Добавим в таблицу четвертую строку с числом 4.
Но заполнить строку с числом 4 труднее, так как не знаем таблицу умножения с числом 4.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 |
Для составления можно воспользоваться рисунком.
Начнём составлять таблицу умножения с числом 4 со случая
4 ∙ 4, так как знаем
4 ∙2 = 8
4∙3 = 12
4 ∙ 4 – число 4 нужно взять 4 раза и получится 16
4 ∙ 5 – число 4 нужно взять 5 раз, получится 20.
Произведение
увеличивается на 4.
Значит при умножении на 6, произведение равно 24, на 7 – 28, на 8 – 32, на 9 – 36.
4 ∙ 4 = 16
4 ∙ 5 = 20
4 ∙ 6 = 24
4 ∙ 7 = 28
4 ∙ 8 = 32
4 ∙ 9 = 36
Зная правило: от перестановки множителей произведение не меняется, составим таблицу умножения на 4. А правило: если произведение разделить на один множитель, то получим другой, поможет нам составить таблицу деления с числом 4.
5 ∙ 4 = 20 20 : 4 = 5 20 : 5 = 4
6 ∙ 4 = 24 24 : 4 = 6 24 : 6 = 4
7 ∙ 4 = 28 28 : 4 = 7 28 : 7 = 4
8 ∙ 4 = 32 32 : 4 = 8 32 : 8 = 4
9 ∙ 4 = 36 36 : 4 = 9 36 : 9 = 4
Теперь можно заполнить четвёртую строку в таблице.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
Таким образом, мы можем заполнить таблицу умножения числа 5, 6, 7, 8, 9.
Получится таблица умножения, которую впервые составил древнегреческий учёный Пифагор.
Пифагор жил в 6 веке до нашей эры. Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал.Жил Пифагор в Египте, Вавилоне, совершал путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифогорейский союз – общество философов. Философы пифагорейского союза много занимались наукой, особенно математикой. Ими создана таблица умножения, они разделили все числа на чётные и нечётные.
Сегодня таблицей Пифагора пользуются на уроках математике, по ней учат таблицу умножения.
Попробуем воспользоваться таблицей Пифагора и найти значения выражений.
2 ∙ 5; 3 ∙ 9; 4 ∙ 7;
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
Задания тренировочного модуля.
1. Вычислите устно. Значения, каких выражений равно 4.
36 : 9;
4 ∙ 8;
16: 4 ∙ 1;
24 : 8;
(6 ∙ 2) :3
Правильный ответ:
36 : 9;
16 : 4 ∙ 1;
(6 ∙ 2) : 3