Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 12
Умножение чисел столбиком
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— умножение натуральных чисел столбиком;
— приёмы рационального вычисления многозначных чисел.
Тезаурус
Умножение- арифметическое действие повторения данного числа слагаемым столько раз, сколько единиц находится в другом данном числе, множителе. Результат умножения- произведение.
Результат умножения на вторую цифру необходимо записывать под второй цифрой результата первого действия умножения.
Обязательная литература
- Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
- Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.
Дополнительная литература
- Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
- Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
- Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все знакомы с таблицей умножения: её используют для умножения однозначных чисел. Следует выучить её наизусть. Кроме того, надо помнить, что для любого натурального числа а верны равенства:
а + 0 = а
а ∙ 0 = 0
а ∙ 1 = а
Вычисление произведения однозначного и многозначного чисел, и тем более двух многозначных чисел, требует применения не только таблицы умножения, но и законов сложения и умножения.
Вычислим произведение 723 ∙ 5 = ?
Можно представить число 723 в виде суммы разрядных слагаемых, и каждое из этих слагаемых умножить на 5, а затем сложить полученные результаты.
723 ∙ 5 = (700 + 20 + 3) ∙ 5 = 700 ∙ 5 + 20 ∙ 5 + 3 ∙ 5 = 3500 + 100 + 15 = 3615
А можно записать вычисление значения этого выражения столбиком:
При умножении трёх на пять получаем пятнадцать. Пять записываем в разряд единиц, единицу прибавляем в разряд десятков. При умножении двух на пять получаем десять, плюс единица, которую мы запомнили, получаем в разряде десятков единицу, единицу добавляем к разряду сотен. При умножении семи на пять получим тридцать пять, плюс один – тридцать шесть. Ответ: 3615.
Рассмотрим ещё одно выражение.
329 ∙ 34 = ?
Запишем это произведение в столбик:
Сначала умножаем целиком верхнее число на последнюю цифру нижнего числа. Результат записываем под чертой под самой правой цифрой.
Умножаем число сверху по цифре (знаку) справа налево.
329 ∙ 4 = 1316
Переходим к умножению числа 329 на 3. Умножаем по тем же правилам, что и в предыдущем вычислении.
329 ∙ 3 = 987
Результат умножения на вторую цифру необходимо записывать под второй цифрой результата первого действия умножения.
Полученные числа под чертой складываем по правилам сложения в столбик.
Рассмотрим такое выражение:
25 ∙ 589 ∙ 5 ∙ 125 ∙ 2 ∙ 4 ∙ 8 = ?
Чтобы найти значение этого выражения, не обязательно перемножать все числа в столбик: достаточно воспользоваться сочетательным законом умножения. Объединим попарно некоторые множители:
(25 ∙ 4) ∙ 589 ∙ (5 ∙ 2) ∙ (125 ∙ 8) = 100 ∙ 589 ∙ 10 ∙ 10000 = 589 ∙ 10000000 = 589000000
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Вычислите: 3256 ∙ 25 = ?
Решение: вычислим данное произведение в столбик:
Ответ: 81400.
№ 2. Пете ко Дню рождения надо было купить конфет. Он купил конфеты трёх видов: «Батончики», «Мишка на севере», «Грильяж». «Батончиков» он купил 56 штук, «Мишек на севере» – в 15 раз больше, чем «Батончиков», а «Грильяжа» на 50 конфет больше, чем «Батончиков». Сколько всего конфет купил Петя?
Варианты ответы: 1020, 1002, 1000, 992.
Решение:
- 56 ∙ 15 = 840 (шт.) – «Мишка на севере».
- 56 + 50 = 106 (шт.) – «Грильяж».
- 56 + 840 + 106 = 1002 (шт.) – всего.
Ответ: 1002 штуки.