Урок 13. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 13.

Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке мы потренируемся распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Научимся распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях

Глоссарий

Лексическое значение – то, что слово обозначает, его смысл.

Однозначное слово – слово, имеющее одно лексическое значение.

Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько лексических значений.

Прямое значение – первое, буквальное значение слова.

Переносное значение – второе значение слова, как бы перенесенное на другой предмет по сходству или близости признаков.

Толковый словарь – словарь, в котором объясняются, «толкуются» значения слов.

Литература

Основная литература

• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 42-46; 152-154.

Дополнительная литература

• Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987. С. 140-146.

• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 29-32.

• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

• Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1999. – 607 с.

• Сайт slovari.ru: Поиск по словарям

http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке мы поговорим о словах. Прочтите отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой о слове «плим» и подумайте, чем это слово отличается от всех известных нам слов.

«Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

А я придумал слово,

смешное слово – плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Что есть у слов «ложка», «кошка» и всех известных нам слов?

У них есть значение.

Все слова в языке служат для обозначения предметов или действий, признаков или количества.

А слово «плим»? У него нет значения. Оно ничего не обозначает. Значит это не слово, а просто сочетание звуков или букв.

(Если Вам понравилось стихотворение и жаль исключать «плим» из слов, подумайте, что нужно сделать, чтобы превратить его в слово).

Некоторые слова имеют даже не одно, а несколько значений.

Вот, например, слова: «тюльпан», «георгин» и «астра» обозначают только определённый цветок, а у слова – названия цветка «колокольчик» есть еще одно значение «маленький колокол»

А у слова «ключ» целых 4 значения. Это и родник, и то, чем мы открываем замок, и то, чем закручиваем гайки (гаечный ключ) и даже музыкальный символ – скрипичный ключ.

Такие слова называются многозначными.

А слова, у которых только одно значение – однозначными.

У многозначных слов часто кроме первого буквального (или прямого) значения есть значение переносное. То есть, такое в котором смысл как бы переносится на другой предмет по сходству или близости признаков.

Давайте прочтём шуточную загадку и подумаем, какие здесь значения у прилагательных.

— Это красная?

— Нет, чёрная.

— А почему белая?

— Потому что зелёная?

Вы догадались, о чём это?

Это смородина.

Только вот, какого она цвета?

Давайте разберемся. Какой смысл имеют прилагательные «красный» и чёрный»? Конечно, прежде всего цвет. Это первое, прямое значение. Но когда речь идёт о смородине – это еще и название ягоды. И даже, если смородина еще не созрела и пока не красная (или не чёрная) – она всё равно будет называться «красная» и «чёрная». Это – переносное значение.

А это что за странный диалог:

— А почему белая?

— Потому что зелёная.

Что здесь обозначает прилагательное «белая»? Вероятно, цвет. А «зелёная»? Здесь явно имеется в виду не цвет, а что-то другое. То, что смородина незрелая. Незрелые ягоды и плоды мы тоже называем зелёными. Потому что чаще всего они зелёные. Но даже если белые – как в случае со смородиной – всё равно называются «зелёные»! Прилагательное «зелёный» употребляется здесь в переносном значении.

Итак, в нашей шуточной загадке слово «белая» употреблено в прямом значении – значении цвета. А вот прилагательные: «чёрная», «красная» и «зелёная» – в переносном значении.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

1. Прочитайте стихотворение А. Кушнера и подчеркните слова в переносном значении.

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

Стихотворение построено на том, что автор как бы не понимает переносных значений слов и старается истолковать их буквально. Какие слова автор находит странными?

Ножки, бьют, затрубил. Все эти слова употреблены в переносном значении.

2. Найдите в филворде многозначные слова.

й

ц

ы

ч

с

м

а

п

ц

н

о

ж

к

а

р

к

ы

о

ф

ю

ш

ы

н

а

ч

я

ч

з

б

ч

у

м

с

б

к

л

ё

н

к

и

м

р

л

ъ

л

и

е

п

а

ь

ю

х

г

ю

а

е

к

з

ч

м

о

ж

м

н

Если Вы внимательно посмотрите, то увидите, что в этом филворде спрятано четыре слова: ножка, ноябрь, ключ и клён. Но слова «клён» и «ноябрь» имеют только одно значение, поэтому правильный ответ:

й

ц

ы

ч

с

м

а

п

ц

н

о

ж

к

а

р

к

ы

о

ф

ю

ш

ы

н

а

ч

я

ч

з

б

ч

у

м

с

б

к

л

ё

н

к

и

м

р

л

ъ

л

и

е

п

а

ь

ю

х

г

ю

а

е

к

з

ч

м

о

ж

м

н