Урок 13. Образование СССР и национальная политика большевиков

Поделиться:
Конспект урока

История, 10 класс, урок № 13

Тема – Образование СССР и национальная политика большевиков.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Предпосылки и значение образования СССР.
  2. План федерализации В.И. Ленина.
  3. План автономизации И.В. Сталина.
  4. Заключение союзного договора и Декларации об образовании СССР.
  5. Принятие Конституции СССР 1924 г.
  6. Ситуация в Закавказье и Средней Азии.
  7. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика коренизации и борьба по вопросу о национальном строительстве.

Тезаурус:

План автономизации – план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.

План федерализации – добровольное объединение суверенных и равноправных республик в единую федерацию, с правом свободного выхода.

Политика коренизации- политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 1920-е и начале 1930-х годов, призванная сгладить противоречия между центральной властью и населением национальных республик СССР.

Ключевые слова: план автономизации, план федерализации, политика коренизации.

Основная и дополнительная литература по теме:

1. Горинов М. М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение» — С.70 -76.

2. Боффа Д. История Советского Союза. М. Т(1)., Глава 1. С.172-184.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовались формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Белоруссия, Украина, Дальневосточная республика, Азербайджан, Грузия, Армения, Хорезмская и Бухарская народные республики. В этих республиках были свои органы государственной власти, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)). Объединение всех наций и народностей коммунисты считали основой построения единого социалистического общества.

К государственному объединению подталкивали экономические причины. Многовековая история Российской империи складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства и культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком — хлеб, уголь, металл Украины, продукты чёрной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Объединение имело также внешнеполитические причины: советские республики должны были выжить во враждебном окружении. Ещё в годы Гражданской войны между РСФСР, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией и Украиной были заключены договоры о взаимодействии в дипломатической и военно-хозяйственной областях. Под руководством РСФСР были объединены вооружённые силы, промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля, телеграф и почтовая связь. В 1920-1921 гг. между советскими республиками были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях.Всё это диктовало создание единого государства на территориях, где утвердилась советская власть.

В партии большевиков существовали разные точки зрения о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Центрального комитета РКП(б) под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина разработала план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Однако Владимир Ильич Ленин план Сталина подверг резкой критике и предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) проголосовал за ленинское предложение.

30 декабря 1922 года в Москве состоялся съезд полномочных представителей РСФСР, Закавказской СФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР, который утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих и крестьян, Государственным флагом СССР стал алый стяг. Столицей государства была избрана Москва.

Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Высшим исполнительным органом власти стал Совет народных комиссаров (СНК), первым председателем которого был назначен Владимир Ильич Ленин. В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, повторявшие основные положения конституции общесоюзной.

В середине 1920-х годов национально-территориальное устройство СССР значительно изменилось. В 1924 году на территории Туркестанской

Автономной ССР были образованы новые союзные республики: Узбекская и Туркменская ССР. В составе РСФСР образована Киргизская АССР. В сентябре 1924 года в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик вошли Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики. В октябре 1924 года в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 годах Витебская, Гомельская и часть Смоленской губерний из состава РСФСР были переданы Белорусской ССР. В 1929 году образовалась Таджикская ССР, ранее входившая в состав Узбекистана.

На начальном этапе развития Советского государства центральная власть учитывала национальную специфику — в мусульманских республиках духовенству возвратили земли, восстановили шариатские суды, признали мусульманские нормы поведения. На Севере и в Сибири сохранялось родовое самоуправление. Большое внимание уделялось культурному развитию малых народов — многие из них впервые получили письменность. В Москве и Петрограде были открыты институты народов Востока и Севера. Одним из направлений национальной политики данного периода являлась коренизация, которая заключалась в подготовке, выдвижении и использовании национальных кадров для работы в государственных органах и учреждениях культуры. Это объяснялось просто – советской власти необходимо было привлечь на свою сторону местную интеллигенцию. Началась ускоренная подготовка национальных кадров через систему льгот и «национальных наборов» в вузы. Впоследствии из них сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности. Но коренизация имела и отрицательные моменты. В Киргизии началось насильственное переселение русских с их земель. На Украине украинский язык стал государственным, и без его знания нельзя было занимать никакие должности, что вызвало волну недовольства среди русского и еврейского населения.

Разбор типового тренировочного задания

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: подстановка элементов в пропуски в таблице.Урок 13. Образование СССР и национальная политика большевиковУрок 13. Образование СССР и национальная политика большевиковУрок 13. Образование СССР и национальная политика большевиковУрок 13. Образование СССР и национальная политика большевиковУрок 13. Образование СССР и национальная политика большевиков

Правильный ответ: СНК

10.Восстановление последовательности элементов /вертикальное

Текст задания:

Расположите в хронологической последовательности события 1922-1929 гг.:

А) образование Грузинской ССР

Б) образование Таджикской ССР

В) образование Узбекской ССР

Правильные ответы:

1) образование Грузинской ССР

2) образование Узбекской ССР

3) образование Таджикской ССР