Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок №14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Что значит уменьшить число в несколько раз?

— Какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз?

Глоссарий по теме:

Уменьшить в несколько раз – это значит, данное число надо разделить на количество раз.

Чтобы уменьшить число в несколько раз, надо выполнить действие деление.

Уменьшить на несколько …, надо выполнить действие вычитание.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М.А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древности люди считали на костях, на пальцах. Мы сейчас легко выполняем вычисления в уме, то есть устно.

Выполним действия в числовой цепочке устно.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько разУрок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько разУрок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Решим задачи устно:

1) Приготовили 9 оправ для очков. Сколько стёкол потребуется, чтобы приготовить очки?

2 ∙ 9 = 18 (с.)

2) За 3 л молоко заплатили 90 р. Сколько стоит один литр молока?

90 : 3 = 30 (р.)

3) На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 12 м?

12 : 2 = 6 (п.)

4) Дыня весит 3 кг, а арбуз – в 4 раза тяжелее. Найдите массу арбуза.

3 ∙ 4 = 12 (кг)

Решим задачу.

На столе лежат 10 слив, а яблок – в 5 раз меньше. Сколько яблок на столе?

В условии задачи новое понятие «в 5 раз меньше».

Что значит в 5 раз меньше и каким действием решается задача. Попробуем разобраться.

Рассмотрим рисунок.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Жёлтых шаров – 3. Про зелёные шары можно сказать – их в 3 раза по 2.

Зелёных шаров больше, чем жёлтых. Их больше в 3 раза. О жёлтых шарах можно сказать – их в 3 раза меньше.

Рассмотрим следующий рисунок.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Зелёных кругов – 4. Красных кругов – 8. Про красные круги можно сказать, что их 2 раза по 4. Красных кругов больше в 2 раза. Зелёных – в 2 раза меньше.

Чтобы без рисунка узнать сколько зелёных кругов, надо 8 : 2 = 4 (к.)

Рассмотрим следующий рисунок.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

В первый ряду 8 красных кружков, в во второй ряд надо положить в 4 раза меньше.

Разделим 8 кружков на 4 равные части.

Синих кружков должно быть столько, сколько красных в одной.

8 : 4 = 2 (к.) – синих.

Вывод: Чтобы найти число, которое меньше в несколько раз, надо выполнить действие деление.

Решим задачи.

1) В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

Задача решается действием делением.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько разУрок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько разУрок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

9 : 3 = 3 (ут.) – плавало в пруду.

2) В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?

Вспомним: на 3 меньше – это столько, сколько белых, но без 3.

Урок 14. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Задача решается действие вычитанием.

5 – 3 = 2 (ч.) – лебедя.

Выполним вычисления:

1) Число 18 уменьшить в 9 раз. Надо 18 разделить на 9, получится 2.

18 : 9 = 2

2) Число 20 уменьшить в 4 раза. Надо 20 разделить на 4, получится 5.

20 : 4 = 5

Задания тренировочного модуля.

1. Выберите правильный ответ к задаче.

Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше. Чему равна длина второго отрезка?

Правильный ответ: 2.

2. Выберите правильное решение к задаче.

У взрослого человека 6 л крови, а у ребёнка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребёнка?

6 ∙ 2 = 12 (л);

6 – 2 = 4 (л);

6 : 2 = 3 (л).

Правильный ответ:

6 : 2 = 3 (л)