Урок 14. Культурное пространство и повседневная жизнь периода «оттепели»

Поделиться:
Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 14.

Тема – Культурное пространство и повседневная жизнь периода «оттепели»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Попытки проведения реформ в духовной сфере общества;
  2. Результаты и значения изменений, произошедших в духовной сфере;
  3. Особенности противоречивого характера периода «оттепели»;
  4. Исторические события и поступки исторических личностей периода «оттепели».

Тезаурус:

Оттепель – это духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Политехническая школа – школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Самиздат – способы неофициального производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.

Постановление – один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти.

Десталинизация — процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016., с. 128-136

2. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. – М: Российская политехническая энциклопедия, 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После смерти И. В. Сталина начали происходить серьезные перемены в духовной жизни. На перемены в мире первыми откликнулись представители литературы. В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации.

Стали появляться статьи, авторы которых отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Начали выходить в свет произведения принадлежавшие перу таких авторов как: Ф.И. Панфёров («Волга-матушка река»), В.Ф. Панов («Времена года»), И.Г. Эренбург («Оттепель»). Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом «Новый мир».

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться изменения стиля руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС, привели к его опале, а затем и к самоубийству.

Невозможность и нежелание действовать только репрессивными мерами заставляли руководство страны искать новые пути воздействия на деятелей культуры. И поэтому, начиная с 1957 г. руководители ЦК стали встречаться с деятелями культуры и искусства. Личные вкусы Н. Хрущева приобретали характер официальных оценок.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались несправедливыми и бездоказательными прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, Г. Попова, Н. Мясковского и др.

Политика «оттепели» в духовной жизни имела определенные границы. Одним из таких примеров стало «дело Пастернака». За публикацию романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей, и вынужден был отказаться от премии.

Резкой критике регулярно подвергались не только писатели и поэты, но и режиссеры, художники, скульпторы, (М. Хуциев, Р. Фальк, Э. Неизвестный), а также философы, историки. В это время вышли в свет такие произведения как: Шолохов «Судьба человека», А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», В.Д. Дудинцев «Не хлебом единым» и другие.

Реформы затронули и среднюю и высшую школу. В начале 30-х г., по мере построения индустриального общества, в обновлении нуждалась и система образования, которая должна была соответствовать перспективам развития науки и техники. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование можно было получить, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Начавшаяся критика Сталина и его политики коснулась и взаимоотношений власти и церкви. С 1958 г. началась, и новая антирелигиозная компания сокращалось число монастырей, проводились «чистки» церковных библиотек.

Критика культа личности привела к появлению новых форм общественной жизни. С 1950-х гг. стали издаваться первые «самиздатовские» журналы. Копии таких текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способом. «Самиздатом» распространялись также магнитофонные записи. Наряду с «самиздатом» получил распространение «тамиздат» — публикации литераторов либерального направления своих произведений за границей. С 1958 г. у памятника Маяковскому в Москве стали проходить встречи студентов, писателей, молодых поэтов, где читались стихи репрессированных авторов, велись дискуссии.

В 1961 г. на телевидении появилась новая передача «Клуб веселых и находчивых». Подражая телепередаче, в вузах и школах, летних лагерях создавались команды КВН. Началось движение КВН. Все эти новые формы общественной жизни охватывали в основном представителей студенчества. Под их влиянием сформировалось поколение «шестидесятников».

Советский спорт в годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Во время летней олимпиады в Хельсинки в 1952 г. советские спортсмены завоевали 22 золотых, 30 серебряных, 19 бронзовых медалей.

В период правления Н. Хрущева изменилась не только общественная атмосфера, но и произошли перемены в повседневной жизни. Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х г. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения.

С 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16-18 лет. В течение 1956-1960 гг. завершился переход всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах на 6-часовой рабочий день.

Развитие легкой и пищевой промышленности в короткий срок ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды и обуви. Но уровень качества этих товаров был невысокий и вскоре породил новый дефицит – нехватку товаров высокого качества. В 1961 г. была проведена денежная реформа по деноминации рубля и замене денежных знаков.

Примеры и разбор решения заданий

1. Кто является автором романа «Доктор Живаго»?

Варианты ответов:

  1. Б. Пастернак
  2. А. Солженицын
  3. И. Эренбург
  4. В. Панова

Правильный вариант: 1) Б. Пастернак.

2. Вставьте слова в предложения:

1) Утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг., для которого характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы — ____________

2) ____________________ школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.

Правильный вариант:

1) Утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг., для которого характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы – оттепель.

2) Политехническая школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.