Конспект урока
История, 6 класс
Урок 14. Страны Востока в Средние века. Доколумбова Америка. Наследие Средневековья
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению культурного наследия государств доколумбовой Америки, а также стран Азии: Китая, Индии, Японии в период Средневековья.
Тезаурус
Па́года – это высокие храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенные искусной резьбой.
Раджа – это индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя.
Касты – это слои средневекового общества в Индии, которые различались не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту в обществе. Принадлежность к касте была наследственной.
Самураи (буси) – это военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом – бусидо, что в переводе означает «Путь воина».
Сёгун – это титул военных правителей Японии в 1192 – 1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.
Буддизм – это религиозное учение, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога – творца и вечной души.
Ацтеки – индейский народ, создатели государств в Центральной Мексике в XIII – XVI веках.
Инки – это индейский народ, создавший обширную империю с центром в перуанских Андах.
Майя – индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2019.
- Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
- Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
- История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
- Загадки истории. Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
- Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
- Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
- Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
- Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
- Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
- Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
- Сайт: http://www.goldenfish.nm.ru/ – Загадки цивилизации майя.
- Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в Средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.
В VI в. Под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.
Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал было могущество.
Расположенная на островах, а потому защищённая от кочевников и достаточно изолированная от других стран, Япония тем не менее находилась под огромным влиянием Китая. И всё же развитие её общества, государства и культуры отличалось большим разнообразием.
В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.
На сегодняшнем уроке вы узнаете, каковы были основные достижения народов Азии и Америки в эпоху Средневековья.
Средневековая Индия подвергалась нашествиям мусульман, но сохранила религиозное и культурное разнообразие. Устройство власти и общества диктовала кастовая система. После падения империи Гуптов, завоеватели, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Их правители – раджи – создали более 200 княжеств.
В XIII в. из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат. Вторжение войск Тимура в 1398 году окончательно ослабило это государство.
Индия была чрезвычайно богатой страной. Индийские мастера делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, обрабатывать слоновую кость, делать тонкие ткани из хлопка; процветала торговля; архитектура отличалась удивительным разнообразием; врачи умели делать операции; существовали обсерватории.
В 1211 году войско Чингисхана вторглось в Северный Китай. С конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. В 168 году после восстания Красных повязок Китай добился независимости.
Изобретения средневекового Китая уникальны: книгопечатание, порох, фарфор.
Главным видом искусства была живопись. Культура Китая оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии.
Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего на Японию.
Островное положение Японии определили особенности её культуры, хозяйства, политического устройства. В VII — VIII веках в Японии возникла монархия во главе с императором. К X – XII векам сложились крупные земельные владения знати, которая превратилась в дворян – в Европе их называли самураями. С XII века реальным правителем страны стал вождь – сёгун. Сёгунат существовал в Японии до XIX века.
Большое влияние на духовную культуру, обычаи и мораль Японии оказал буддизм. Буддийские монахи были носителями знаний.
В XIV – XV веках возник японский театр, пьесы для которого создавались на основе храмовых и народных легенд и с сказаний.
Главной темой искусства были природа и единение человека с ней.
Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. В этих государствах использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, большим влиянием пользовались жрецы. Золото и серебро не считались драгоценными, а скапливались как культовые ценности племени.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между именами известных людей средневекового Востока и сферой их деятельности.
Варианты ответов:
Племена | Территория расселения |
1) Тимур | а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления |
2) Чингисхан | б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату |
3) Хубилай | в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско |
4) Сэами | г) хан монголов, завоевавший китайские земли |
Правильный вариант:
Племена | Территория расселения |
1) Тимур | б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату |
2) Чингисхан | г) хан монголов, завоевавший китайские земли |
3) Хубилай | в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско |
4) Сэами | а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления |
Задание 2. Зачеркните название сельскохозяйственных культур, которые не выращивали индейцы Латинской Америки в средние века.
Варианты ответов:
Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.