Урок 14. Урок-видеолекция «Рассказ об И.И. Левитане»

Поделиться:
Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Урок № 14 «Урок-видеолекция Рассказ об И.И. Левитане»

На уроке Вы узнаете:

Как составлять планы текстов.

Как составлять тексты.

Кто такой Исаак Ильич Левитан.

Основные термины и понятия:

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст имеет свою тему.

Текст имеет главную мысль.

Чтобы составить план текста:

  1. Прочитайте текст;
  2. Разделите текст на смысловые части;
  3. Дайте название каждой части;
  4. Расположите названия частей последовательно (друг за другом в порядке следования).

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение. С. 9

Теоретический материал:

Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.

Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и старался дать детям достойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец.

Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет молодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.

В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастерской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. Поленов.

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.

Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осенний день. Сокольники» было высоко оценено русским меценатом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.

В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Три сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».

В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

Слово золотая – многозначное.

Например, золотые руки – человек очень умелый, может многое сделать руками, золотые украшения – украшения, сделанные из золота. В данном случае золотая осень означает осеннюю пору, когда вся листва и растительность окрашиваются в желтый, золотистый цвет. Попробуем разделить этот текст на смысловые части.

  1. Слово о художнике.
  2. Описание картины
  3. Ваше впечатление от картины
  4. Заключение
  5. Слово о художнике

Если Вы хоть раз были в Третьяковской галерее, то Вы не могли пройти мимо пейзажей Исаака Ильича Левитана. Живописец восхищался русской природой и изображал её в своих творениях.

Левитан создал более тысячи картин. Многие из них связаны с осенью. Одной из самых известных картин Левитана является «Золотая осень».

  1. Описание картины

Сюжет пейзажа кажется простым: стоит солнечный день ранней осени, тонкая речушка окружена деревьями, украшенными желто-оранжевой листвой. В тёмно-голубой воде отражается трава и белое облако на голубом небе.

Вдалеке еле видна маленькая деревушка. На горизонте виднеется лес, раскрашенный в жёлтый цвет разных оттенков, красок золота.

  1. Ваше впечатление от картины.

Золотая осень – именно такое название сразу приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осени завораживает, на душе становится спокойно и тепло. Просыпается любовь к родной природе, к великолепию родной страны.

Пейзаж «Золотая осень» без сомнений можно назвать шедевром художника, поскольку это не просто красивая картина, это творение создаёт лирическое настроение. Смотря на картину хочется мечтать, творить. Недаром многие писатели, поэты, художники восхищаются этим временем года.

  1. Заключение.

Уже многие годы, разные поколения любуются пейзажами великого художника Исаака Ильича Левитана, вспоминая родные места с любовью и гордостью. На самом деле, стоит лишь приглядеться, и Вы всегда сможете полюбоваться красотой нашей природы.

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

Теперь давайте поговорим о картине «Золотая осень». Посмотрите на картину и послушайте её описание. Подумайте, почему пейзаж называется «ЗОЛОТАЯ осень».

Упражнение1.

Выбери все варианты переносных значений слова «золотой»

А) золотой браслет

Б) золотые руки

В) золотые волосы

Г) золотая осень

Упражнение 2.

Восстановите последовательность плана.

  1. Слово о художнике.
  2. Заключение
  3. Описание картины
  4. Ваше впечатление от картины

Упражнение 3.

Урок 14. Урок-видеолекция «Рассказ об И.И. Левитане»

Вставьте знаки препинания. Назовите многозначные слова и их значения.

Рассмотрите картину «март», написанную художником Левитаном пейзаж буквально пропитан предчувствием и радостным ожиданием весны около крыльца рыжая лошадка ждёт хозяина солнышко уже ярко светит и начинает согревать землю картина вызывает самые тёплые воспоминания о деревенском жизни.

Упражнение 4.

Вспомните план текста-описания и напишите текст, описывающий картину И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники.»

Урок 14. Урок-видеолекция «Рассказ об И.И. Левитане»