Урок 15. Действительные числа

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №15. Действительные числа.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) множество иррациональных чисел;

2) множество рациональных чисел;

3) правила выполнения действий с бесконечными десятичными дробями;

4)определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Глоссарий по теме

Рациональные числа – это такие числа, которые можно записать в виде обыкновенной дроби Урок 15. Действительные числа, где m — целое число, n — натуральное число , обозначаются буквой Q.

Иррациональные числа— это действительные числа, которые нельзя представить в виде обыкновенной дроби. Иррациональное число может быть представлено в виде бесконечной непериодической дроби, т.е. числа после запятой в записи данного числа не повторяются.

Дробные числа – это числа, которые можно записать в виде обыкновенной дроби.

Все основные действия над рациональными числами сохраняются и для действительных чисел (переместительный, сочетательный и распределительный законы, правила сравнения, правила раскрытия скобок и т.д.).

Арифметические операции над действительными числами обычно заменяются операциями над их приближениями.

Геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше единицы.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл.– М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл.– М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все числа, которые мы изучаем в школе, называются действительными числами. Они образуют множество действительных чисел, которые принято обозначать латинской буквой R.

В свою очередь все действительные числа можно разделить на 2 группы: рациональные числа и иррациональные числа.

Урок 15. Действительные числа

Рациональные числа – это такие числа, которые можно записать в виде обыкновенной дроби Урок 15. Действительные числа, где m —целое число, n — натуральное число , обозначаются буквой Q.

Пример: -3; -0,5; Урок 15. Действительные числа .

Иррациональные числа— это действительные числа, которые нельзя представить в виде обыкновенной дроби. Иррациональное число может быть представлено в виде бесконечной непериодической дроби, т.е. числа после запятой в записи данного числа не повторяются.

Пример: π=3,141592…; 0, 113456… .

Рациональные числа, в свою очередь, можно разделить на 2 вида – это целые числа и дробные числа.

Дробные числа – это числа, которые можно записать в виде обыкновенной дроби.

Целые же числа можно разделить еще на несколько групп: отрицательные целые числа, нуль и положительные (натуральные) целые числа.

На числовой оси (Ох) между целыми числами будут находиться дробные иррациональные числа. Все вместе они будут представлять собой множество действительных чисел, R.

Обратите внимание, что все основные действия над рациональными числами сохраняются и для действительных чисел (переместительный, сочетательный и распределительный законы, правила сравнения, правила раскрытия скобок и т.д.).

Арифметические операции над действительными числами обычно заменяются операциями над их приближениями.

Числа 4; 4,2; 4,28 и т.д. являются последовательными приближениями значений суммы

Урок 15. Действительные числа .

Пусть Урок 15. Действительные числа это последовательные приближения действительного числа у с точностью до 1, до 0,1, до 0,01 и т.д. Тогда погрешность приближения Урок 15. Действительные числа как угодно близко приближается к нулю.

Урок 15. Действительные числа при Урок 15. Действительные числа или Урок 15. Действительные числа

Читается «модуль разности у и Урок 15. Действительные числа стремится к нулю при n, стремящемся к бесконечности» или «предел модуля разности у и Урок 15. Действительные числапри n, стремящемся к бесконечности, равен нулю»

Т.е. если Урок 15. Действительные числа при Урок 15. Действительные числа или Урок 15. Действительные числа

Модуль действительного числа у обозначается как |у| и определяется так же, как и модуль рационально числа:

Урок 15. Действительные числа.

А теперь давайте вспомним, что такое геометрическая прогрессия.

Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Нарисуем ещё один квадрат, сторона которого равна половине первого квадрата, затем ещё один, сторона которого – половина второго, потом следующий и т.д. Каждый раз сторона нового квадрата равна половине предыдущего (Рисунок 1).

Урок 15. Действительные числа

Рисунок 1

В результате, мы получили последовательность сторон квадратов Урок 15. Действительные числа образующих геометрическую прогрессию со знаменателем Урок 15. Действительные числа.

И, что очень важно, чем больше мы будем строить таких квадратов, тем меньше будет сторона квадрата. Например,

n=15, Урок 15. Действительные числа;

n=20, Урок 15. Действительные числа;

n=21, Урок 15. Действительные числа.

Т.е. с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.

Рассмотрим ещё один пример. Равносторонний треугольник со стороной равной 1см. Построим следующий треугольник с вершинами в серединах сторон 1-го треугольника, по теореме о средней линии треугольника – сторона 2-го равна половине стороны первого, сторона 3-го – половине стороны 2-го и т.д. Опять получаем последовательность длин сторон треугольников. (рисунок 2)

Урок 15. Действительные числа

Рисунок 2

Урок 15. Действительные числа

Если рассмотреть геометрическую прогрессию с отрицательным знаменателем.

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа

То, опять, с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.

Обратим внимание на знаменатели этих последовательностей. Везде знаменатели были меньше 1 по модулю.

Можно сделать вывод: геометрическая прогрессия будет бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше 1.

Определение:

Геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше единицы.

Используя данное определение можно решить вопрос о том, является ли геометрическая прогрессия бесконечно убывающей или нет.

Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Разделим его пополам, одну из половинок ещё пополам и т.д. площади всех полученных прямоугольников при этом образуют бесконечно убывающую геометрическую прогрессию:Урок 15. Действительные числа (Рисунок 3)

Урок 15. Действительные числа

Рисунок 3

Сумма площадей всех полученных таким образом прямоугольников будет равна площади 1-го квадрата и равна 1. Урок 15. Действительные числа

Но в левой части этого равенства – сумма бесконечного числа слагаемых.

Рассмотрим сумму n первых слагаемых. Урок 15. Действительные числа

По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, она равна

Урок 15. Действительные числа

Если n неограниченно возрастает, то Урок 15. Действительные числа

или Урок 15. Действительные числа. Поэтому Урок 15. Действительные числа, т.е. Урок 15. Действительные числа.

Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии есть предел последовательности Урок 15. Действительные числа

Например, для прогрессии Урок 15. Действительные числа, где Урок 15. Действительные числа ,

имеем Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа

Так как Урок 15. Действительные числато Урок 15. Действительные числа

Сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии можно находить по формуле

Урок 15. Действительные числа

Примеры и разборы решений заданий тренировочного модуля

Пример 1: Урок 15. Действительные числа

Воспользуемся калькулятором:

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа

Найдем значение данного выражения с точностью до единиц.

Округлим полученные результаты до десятых:

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа

Тогда получаем:

Урок 15. Действительные числа

Найдем значение данного выражения с точностью до десятых.

Округлим полученные результаты до сотых:

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа3

Тогда получаем:

Урок 15. Действительные числа

Найдем значение данного выражения с точностью до сотых.

Округлим полученные результаты до тысячных:

Урок 15. Действительные числа

Урок 15. Действительные числа32

Тогда получаем:

Урок 15. Действительные числа и т.д.

Пример 2.

Давайте выясним, является ли последовательность бесконечно убывающей геометрической прогрессией, если она задана формулой:

а) Урок 15. Действительные числа ; б) Урок 15. Действительные числа

Решение:

Урок 15. Действительные числа. Найдем q.

Урок 15. Действительные числа;Урок 15. Действительные числа;Урок 15. Действительные числа

Следовательно, данная геометрическая прогрессия является бесконечно убывающей.

б)

Урок 15. Действительные числа

Следовательно, данная последовательность не является бесконечно убывающей геометрической прогрессией.