Урок 15. Наша Родина — Россия

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 15. Наша Родина – Россия

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке даётся представление о роли и месте России в мировой истории, о периодизации отечественной истории и об основных этапах развития исторической мысли в России.

Тезаурус

Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.

Государственный символ – исторически сложившийся и закреплённый законом особый отличительный знак конкретного государства.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др.; под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова – М.: Просвещение.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История России уходит корнями в глубокую древность. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания. В то же время в нашей истории были тяжёлые и трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Россия – самая большая страна современного мира, её площадь 17,125 млн кв. км. Она является многонациональным государством, что отражено в Конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автономные народы страны. В 2002 году русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн. из 143,7 млн. указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей – 19,4 % или 27,8 млн. чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 1,5 млн. чел. (или 1,0 % от 145,2 млн. жителей страны в целом). По языковому признаку все народы России составляют 4 языковых семьи.

Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.

Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины была, нравов, обычаев.

Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Первым государством, из которого выросла современная Россия является Древняя или Киевская Русь. История Руси начинается с 862 года – года призвания Рюрика, как сообщает один из важнейших и древнейших источников по истории России «Повесть временных лет» XII в., составленная Нестором-летописцем. Её сведения подтверждаются археологическими находками и иностранными хрониками. Второй период истории включает в себя время с XIII по XVI век – период образования единого централизованного государства, кроме того в этот период шел процесс борьбы с Золотой Ордой. Следующий этап – период c XVI по XVII век, когда развивалось Московское государство (правление Ивана IV, Смутное время, Бунташный век и правление Софьи Алексеевны) Период Империи – с XVIII по начало XX века, то есть с правления Петра Великого, заканчивая крахом монархии в 1917 году. Следующий период – Советский, с октября 1917 года по декабрь 1991 года. И последним периодом можно назвать Новейший период с декабря 1991 года по наши дни.

Государственными символами России являются герб, флаг и гимн. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие из перечисленных народов относятся к тюркской языковой группе? Выберите три варианта ответа.

Варианты ответов:

А) Калмыки

Б) Чуваши

В) Буряты

Г) Якуты

Д) Башкиры

Е) Монголы

Правильный вариант:

Б) Чуваши

Г) Якуты

Д) Башкиры

Пояснение: Оставшиеся три из шести народов относятся к монгольской языковой группе.

Задание 2. Вычеркните в списке слово, которое обозначает материк, а не части света.

Варианты ответов:

Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.

Правильный вариант:

Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.

Пояснение: Это крупнейший из шести материков на Земле.