Урок 16. Задачи на кратное сравнение чисел

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок №16. Задачи на кратное сравнение чисел

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

— Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?

Глоссарий по теме:

Задачи на кратное сравнение – это задачи, в которых нужно сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого числа.

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

Задачи на кратное сравнение решаются действием делением.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Решим задачи на повторение.

1) Оле 15 лет, а сестре 5 лет. На сколько лет сестра младше Оли?

Воспользуемся знакомым нам правилом:

Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, нужно из большего вычесть меньшее.

15 – 5 = на 10 (лет) — сестра младше.

2) На праздник купили 3 кг карамели и 7 кг шоколадных конфет. На сколько килограммов шоколадных конфет больше купили, чем карамели?

Воспользуемся правилом и решим задачу.

7 – 3 = на 4 (кг) – больше шоколадных конфет.

Обе задачи решаются действием вычитанием, результат вычитания – разности. Это задачи на разностное сравнение.

Решим задачу.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

В задаче сравнивают, но используют слова: во сколько раз больше.

С помощью какого действия ответим на вопрос задачи? Попробуем в этом разобраться.

Рассмотрим рисунок

В первом ряду – 3 треугольника;

Во втором в 3 раза больше – 9.

Урок 16. Задачи на кратное сравнение чисел

В числе 9 по 3 укладывается 3 раза.

Сравним.

В первом ряду треугольников меньше в 3 раза, а во втором – больше в 3 раза.

Рассмотрим следующий рисунок.

Урок 16. Задачи на кратное сравнение чисел

В первом ряду – 8 кругов, во втором в 2 раза меньше – 4.

В числе 8 по 4 укладывается 2 раза.

Сравним.

В первом ряду кругов больше в 2 раза, во втором – меньше в 2 раза.

На рисунке ёжиков – 2, грибков – 4. Разобьём грибки на группы по два в каждой группе. Групп получилось две столько, сколько ёжиков.

Урок 16. Задачи на кратное сравнение чисел

Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ёжиков, ёжиков в 2 раза меньше, чем грибов.

4 : 2 = в 2 (раза)

Рассмотрим рисунок.

Утят – 4. Цыплят – 8. Утят больше, чем цыплят. Цыплят меньше, чем утят.

Урок 16. Задачи на кратное сравнение чисел

Сравним: в 8 по 4 содержится 2 раза.

Значит, цыплят больше в 2 раза, чем утят, а утят в 2 раза меньше.

Чтобы узнать количество раз, надо 8 разделить по 4.

8 : 4 = 2 раза

Вывод: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Используем правило при выполнении заданий.

1) Во сколько раз число 30 больше, чем 5. Нужно число 30 разделить на 5.

30 : 5 = в 6 раз

2) Во сколько раз число 4 меньше 16. Нужно 16 разделить на 4.

16 : 4 = в 4 раза.

Вернёмся к задаче.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

Зная правило, теперь мы сможем ответить на вопрос задачи.

Нужно 9 кг разделить на 3 кг.

9 : 3 = в 3 (раза) — яблок купили больше.

Задача решается действием делением.

Задания тренировочного модуля.

1. Какое действие надо выполнить, чтобы узнать: во сколько раз 15 больше 5, во сколько раз 4 меньше 20. Выберите правильный ответ.

Умножение;

Деление;

Вычитание;

Правильный ответ:

Деление.

2. Выберите правильный ответ к задаче.

Собрали 7 кг жёлтых помидоров и 35 кг красных помидоров. Во сколько раз красных помидоров собрали больше, чем жёлтых?

28; 42; 5.

Правильный ответ: 5.