Урок 16. Из истории возникновения знаков препинания

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 16. Из истории возникновения знаков препинания.

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке Вы узнаете историю возникновения знаков препинания;

сможете создать мини-проект о знаках препинания;

научитесь правильно употреблять знаки препинания на письме.

Глоссарий

Зна́ки препина́ния — Графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.

Литература

В. П. Канакина В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014

Дополнительная

Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. Антохина В.А. М. Экзамен: 2017 — 96 с., с. 65-68

Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. Шклярова Т.В. М.Грамотей: 2010 — 112 с., с. 57-59

Теоретический материал

Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания.

Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, уложенных в строки без каких-либо правил переноса, различия регистра, пробелов, пунктуации, делений на абзацы, предложения и чего-либо подобного вообще. Выглядело это примерно так:

(запишем отрывок из стихотворения «Багаж» по правилам древних текстов)

Д А М А С Д А В А Л А В Б А Г А Ж Д И В А Н Ч Е М О Д А Н С А К В О Я Ж К А Р Т И Н У К К О Р З И Н У К А Р Т О Н К У И М А Л Е Н Ь К У Ю С О Б А Ч О Н К У

Так писали почти всё средневековье.

Мало того, во многих ранних языках и вариантах письменности часть букв опускали, особенно гласные, записывая лишь костяк слова,

(отрывок из известного стихотворения мог бы выглядеть так)

Д М С Д В Л В Б Г Ж Д И В Н Ч М Д Н С К В Ж К Р Т Н К Р З Н К Р Т Н К М Л Н Ь К С Б Ч Н К

сокращённого таким образом буквально до невозможности. Представляете, насколько тяжёлым был такой текст для чтения?

Думается, что причина подобной практики была в дороговизне доступных писчих материалов и в трудоёмкости письма, которое выполнялось вручную специально обученными каллиграфами.

Впрочем, книги в то время предназначались лишь для узкого круга специально же обученных их читать людей.

Только где-то в XIV в. стало уверенно появляться разделение текста на слова.

Поначалу это делали небольшой точкой в центре

ДАМА • СДАВАЛА • В • БАГАЖ • ДИВАН • ЧЕМОДАН • САКВОЯЖ • КАРТИНУ • КОРЗИНУ • КАРТОНКУ • И • МАЛЕНЬКУЮ • СОБАЧОНКУ

Потом точку перестали писать, оставляя лишь свободное пространство — пробел: ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ДИВАН ЧЕМОДАН САКВОЯЖ КАРТИНУ КОРЗИНУ КАРТОНКУ И МАЛЕНЬКУЮ СОБАЧОНКУ

Первые пробелы были очень узкими и едва заметными, что, по-видимому, связано всё с той же экономией бумаги. Появилось и разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начала предложений.

В 15 веке в нашем отрывке уже бы появились запятые:

ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ДИВАН, ЧЕМОДАН, САКВОЯЖ, КАРТИНУ, КОРЗИНУ, КАРТОНКУ И МАЛЕНЬКУЮ СОБАЧОНКУ

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (15-16 вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в 16-18 веках.

Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

Резюме теоретической части

Первые знаки препинания (точка) появились ещё в древности. По мере развития письменности появилась потребность в других знаках препинания, поэтому в 16-18 веках появились остальные знаки препинания. Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.

Примеры заданий

1. Какая прямая речь оформлена правильно? Выберите правильный ответ.

1) Мама сказала:«Мы идем в зоопарк».

2) Мама сказала, мы идем в зоопарк

3) Мама сказала «Мы идем в зоопарк»

Правильный ответ

1) Мама сказала:«Мы идем в зоопарк».

2. Выделите цветом те запятые, которые указывают на однородные члены предложения.

Буря промчалась, но грозное море шумит.

Кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют красными, зелёными, синими огнями.

Чтобы древесная пыль в ноздри не попадала, у дятла около ноздрей растут густые щетинки-фильтры

Правильный ответ

Буря промчалась, но грозное море шумит.

Кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют красными, зелёными, синими огнями.

Чтобы древесная пыль в ноздри не попадала, у дятла около ноздрей растут густые щетинки-фильтры.