Урок 16. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 16. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению народов и государств, проживавших на территории нашей страны в древности.

Тезаурус

Каменный век – древнейший период в истории человечества (приблизительно свыше 2 млн – 6 тыс. лет назад), когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.

Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) – это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой и традициями.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др.; под редакцией Академика РАН А.В. Торкунова – М.: Просвещение.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории. Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации. Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.

Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины была, нравов, обычаев.

Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Древнейшие люди начали заселять террарию нашей страны с незапамятных времён. Ещё недавно считалось, что они появились примерно 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе, где был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Однако археологические открытия последних десятилетий заставили уточнить эту датировку. Не так давно в центральном Дагестане и на Таманском полуострове были обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс. до 1 млн лет.

Как же первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России? Какие орудия труда они использовали? Как было организовано их общество? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Первые люди, заселившие территорию современной России, занимались собирательством и охотой. Такой тип хозяйства древних людей называют «присваивающим». Люди умели поддерживать огонь, но не умели его добывать. Их орудия труда были примитивными и изготавливались из дерева, кости и камня. Этот исторический период называют «каменным веком». Он включает в себя три периода: палеолит, мезолит и неолит.

Изучение древнейших стоянок (в Денисовой пещере (Алтай); в районе деревни Костёнки, Сунгирь под Владимиром) позволяет реконструировать внешность людей и условия быта того времени.

Постепенно изменялись отношения между людьми. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

Изменения климата (ледниковый период) значительно повлияли на жизнь и занятия людей. Человек был вынужден приспосабливаться, чтобы выжить. Собирательство сменилось земледелием, зародилось скотоводство. Этот переход человека от присваивающего к производящему хозяйству носит название «неолитическая революция».

Менялся и облик человека. Современный облик человека сформировался около 40 тыс. лет назад.

С течением времени происходили большие перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди, которые управляли своими соплеменниками, хранили у себя значительные запасы продуктов и товаров для обмена. Возникло социальное неравенство.

Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племён. За ними закреплялись определённые территории. Во главе союза становились правители, которые устанавливали свои законы. Невыполнение законов строго каралось.

Все эти изменения приводили к постепенному переходу от первобытнообщинного строя к новой формы организации жизни людей – государству. В процессе отмирания родоплеменных отношений люди, жившие на значительных территориях, перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Происходило становление народности.

Первые государства на территории нашей страны возникли на берегах Чёрного моря. На его северно-восточном побережье греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория (города-государства). Самыми крупными были Ольвия, Антикапей, Херсонес. В V в. до н. э. Пантикапей стал столицей Боспорского царства, которое включало в себя Керченский и Таманский полуостров и побережье Азовского моря.

Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были скифы. Земля скифов привлекала многих завоевателей. Для того чтобы противостоять захватчикам, скифские племена объединились под руководством вождя самого сильного племени, который стал называться царём. Так образовалось Скифское царство, занимавшее с IV в. до н. э. территорию от Дуная до степной части Крыма.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите виды хозяйственной деятельности человека по соответствующим группам.

1 группа – присваивающее хозяйство.

2 группа – производящее хозяйство.

Варианты ответов:

Земледелие

Охота

Ткачество

Рыболовство

Гончарное дело

Собирательство

Правильный вариант:

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Земледелие

Ткачество

Гончарное дело

Охота

Рыболовство

Собирательство

Задание 2. Выберите из списка признаки родовой общины.

Варианты ответов:

А) Семьи ведут отдельное хозяйство

Б) Наличие родственных связей между членами общины

В) Собранный урожай является собственностью семьи

Г) Орудия труда, скот, жилище находятся в собственности отдельной семьи

Д) Совместный труд членов общины

Е) Равное распределение продуктов

Правильный вариант:

Б) Наличие родственных связей между членами общины

Д) Совместный труд членов общины

Е) Равное распределение продуктов