Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Поделиться:
Конспект урока

Геометрия

7 класс

Урок № 17

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Равные треугольники»

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Решение задач на вычисление элементов и доказательство равенства треугольников повышенного уровня.
  • Формулирование и применение при решении задач признаков равенства треугольников.
  • Выполнение практических заданий.
  • Исследование и обоснование выбора одного из признаков при решении конкретной задачи.

Тезаурус:

Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон.

Стороны треугольника – отрезки, соединяющие вершины треугольника.

Равные треугольники – такие треугольники, которые можно совместить наложением.

Биссектриса угла треугольника – это отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.

Медиана треугольника – это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

Высота треугольника – это перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

Основная литература:

  1. Атанасян Л. С. Геометрия: 7–9 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.

Дополнительная литература:

  1. Атанасян Л. С. Геометрия: Методические рекомендации 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А. и др. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
  2. Зив Б. Г. Геометрия: Дидактические материалы 7 класс. // Зив Б. Г., Мейлер В. М. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
  3. Мищенко Т. М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии 7 класс. // Мищенко Т. М., – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
  4. Атанасян Л. С. Геометрия: Рабочая тетрадь 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А., Юдина И. И. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с.
  5. Иченская М. А. Геометрия: Самостоятельные и контрольные работы 7–9 классы. // Иченская М. А. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о треугольнике и также закрепим навыки решения задач на доказательство равенства треугольников, применения признаков равенства треугольников.

Рассмотрим ∆АВС

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

А, В, С – вершины треугольника АВС

АВ, ВС, СА – стороны треугольника АВС

∠А, ∠В, ∠С – углы треугольника АВС

Сумма длин всех его сторон – периметр треугольника.

Р = АВ + ВС + СА

Вспомним виды треугольников.

Разносторонний треугольник – все его стороны имеют различную длину.

Равнобедренный треугольник – две его стороны равны между собой.

Равносторонний треугольник – все его стороны равны между собой.

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Теперь повторим теоремы о равенстве треугольников: признаки равенства треугольников.

1) Первый признак равенства треугольников.

Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

2) Второй признак равенства треугольников.

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

3) Третий признак равенства треугольников.

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Решим задачу.

Докажите, что ∆ABC = ∆A1B1C1, если AB = A1B1, AC = A1C1, AM = A1M1, при этом AM и A1M1 – медианы треугольников.

Дано:

∆ABC

∆A1B1C1

AB = A1B1, AC = A1C1, AM = A1M1

AM и A1M1 – медианы треугольников

Доказать: ∆ABC = ∆A1B1C1

Доказательство:

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Построим AM = MD

A1M1 = M1D1

Т. к. AM = A1M1 и AM = MD, A1M1 = M1D1 → MD = M1D1 → AD = A1D1

∆AMB = ∆DMC (по первому признаку равенства треугольников), т. к. BM = MC (AM – медиана), ∠BMA = ∠DMC (по свойству вертикальных углов), AM = MD (построение).

Аналогично: ∆A1M1B1 = ∆D1M1C1(1 признак равенства треугольников), т. к. B1M1 = M1C1 (A1M1 – медиана по условию), ∠B1M1A1 = ∠D1M1C1 (по свойству вертикальных углов), A1M1 = M1D1 (построение).

AB = DC = A1B1, A1B1 = D1C1→ DC = D1C1.

Аналогично: ∆AMC = ∆DMB (по первому признаку равенства треугольников), т. к. BM = MC (AM – медиана по условию), ∠BMD = ∠AMC (по свойству вертикальных углов)), AM = MD (построение).

∆A1M1C1 = ∆D1M1B1 (по первому признаку равенства треугольников), т. к. B1M1 = M1C1 (A1M1 – медиана по условию),

∠B1M1D1 = ∠A1M1C1 (по свойству вертикальных углов), A1M1 = M1D1 (построение).

BD = B1D1 = AC = A1C1→ ∆ABD = ∆A1B1D1 (3 признак равенства треугольников) по трём равным сторонам. →∠BAM = ∠B1A1M1

∆ACD = ∆A1C1D1 (по третьему признаку равенства треугольников) → ∠CAM = ∠C1A1M1.

→∠BAM + ∠CAM = ∠B1A1M1 + ∠C1A1M1 = ∠A = ∠A1

→∆ABC = ∆A1B1C1 (по первому признаку равенства треугольников), AB = A1B1, AC = A1C1, ∠A∠A1.

Что и требовалось доказать.

Рассмотрим задачу на доказательства методом от противного.

Даны три точки A, B, C лежащие на одной прямой а и точка D не лежащая на этой прямой.

Докажем, что, по крайней мере, два из отрезков AD, BD, СВ не равны друг другу.

Решение:

Изобразим чертёж по условию задачи.

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Докажем, что отрезки AD, BD, СВ не могут быть равны одновременно.

Допустим, что это не так, что AD = BD = СВ →∆ADB, ∆DСВ и ∆ADС – равнобедренные. →∠A = ∠C = ∠DBA = ∠DBC. (по свойству равнобедренного треугольника).

Т. к. A, B, C ϵ а →∠ABC = 180° (по определению развёрнутого угла).

Т. к. ∠ABC = ∠DBA + ∠DBC →∠DBA = ∠DBC = 90° →DB ┴ а (по определению перпендикуляра).

Т. к. ∠A = ∠C = ∠DBA = ∠DBC = 90° → DA┴ а и DC┴ а. (по определению перпендикуляра).

Получается, что из одной точки D на прямую, а проведено 2 перпендикуляра, что невозможно (по теореме о единственности перпендикуляра к прямой, проведённого через определённую точку).

Следовательно, наше допущение AD = BD = СВ неверно. Поэтому отрезки AD, BD, СВ не могут быть равны одновременно.

Что и требовалось доказать.

Разбор заданий тренировочного модуля.

1. ΔABC – равнобедренный. AD и CF – биссектрисы углов CAB и ACB соответственно. По какому признаку равны ΔADC и ΔCFA?

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Решение:

По рисунку видно, что AC – общая сторона, ∠FAC = ∠DCA (как углы при основании равнобедренного треугольника). Т. к. AD и CF – биссектрисы равных углов, то ∠FAD = ∠DAC = ∠DCF = ∠FCA→ ΔADC = ΔCFA (по 2 признаку равенства треугольников, по стороне и двум прилежащим к ней углам).

Ответ: 2 признак равенства треугольников.

2. Равны ли треугольники RMT и TNS, если отрезок MR ┴ MS, NR ┴ NS, MT = TN?

Урок 17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Равные треугольники»

Решение:

По условию MR┴MS, TN┴NR → ∠М = ∠N = 90°, MT = TN (по условию), ∠MTR = ∠NTS (как вертикальные) → ∆RMT = ∆TNS (по 2 признаку равенства треугольников: по стороне и двум прилежащим к ней углам).

Ответ: ∆RMT = ∆TNS.