Урок 17. Советские научные и технические приоритеты

Поделиться:
Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 17.

Тема – Советские научные и технические приоритеты

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
  2. Новосибирский Академгородок.
  3. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
  4. Отставание от Запада в производительности труда.
  5. «Лунная гонка» с США.
  6. Успехи в математике.
  7. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Тезаурус:

Академия наук СССР (АН СССР) ― высшее научное учреждение СССР с 1925 по 1991 год, объединявшее ведущих учёных страны, подчинённое непосредственно Совету Министров СССР (до 1946 года — Совету народных комиссаров СССР). В 1991 году указом президента РСФСР на базе АН СССР была создана Российская академия наук.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Второй железнодорожный выход России к Тихому океану. Строилась в 1974-1984 гг.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — один из старейших и крупнейших классических университетов страны, один из центров отечественной науки и культуры, расположенный в Москве.

Новосибирский Академгородок расположен в двадцати километрах к югу от центра города Новосибирск, на правом берегу Новосибирского водохранилища. Строительство началось в 1958 году, и здания первых институтов и жилых домов были введены в эксплуатацию в 1959 году (первым был закончен институт Гидродинамики).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — совокупность отраслей экономики СССР, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой топливно-энергетических ресурсов, производством, транспортировкой и распределением электроэнергии.

Ключевые слова

Академия наук СССР (АН СССР), Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Новосибирский Академгородок, топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Млечин Л. Брежнев. – М., 2008. [С. 32-45]

Шубин А. В. Золотая осень, или период застоя в СССР в 1975-1985 гг. – М., 2008. [С. 78-94]

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В начале 70-х гг. XX века Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971г.) прозвучала установка на «соединение достижений» НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начали понимать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, электроника, атомное машиностроение и др. Однако определяющими эти тенденции не стали.

Несмотря на появление первоклассных, а порой уникальных разработок советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники практически не ощущался. К началу 1980-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 1980-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 1980-х гг. СССР вновь (как и в 1920-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Давайте вспомним, какие из советских разработок в области науки и техники внесли достойный вклад в развитие мировой науки. Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы и серийно выпускавшийся на авиационном заводе ВАСО в Воронеже.

Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих пассажирских перевозок. После полета в космос первого человека –Ю. А. Гагарина космическая гонка только набирала обороты.

Чтобы утереть русским нос, американцы решили сделать ставку на освоение Луны. США начинают вкладывать огромные средства в лунную программу. Со временем космические корабли становились все совершеннее, появились новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полетов к постоянной длительной работе в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялись стыковки в открытом космосе.

Программа «Луна«. «Луна» — серия советских автоматических межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» проводился с 1958 по 1976 год, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур.

Были созданы орбитальные станции трёх поколений: Первую станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту 19 апреля 1971 г. Она имела один стыковочный агрегат для причаливания к космическому кораблю «Союз».

Станция «Мир» относится к третьему поколению и начала свой полет 20 февраля 1986 г. Она имеет два причала со стыковочными агрегатами, к которым могут пристыковываться космические корабли «Союз» для доставки и смены экипажа.

Американская лунная программа тем временем набирала обороты.

1969 год стал годом высадки первых людей на лунную поверхность. 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил посадку на ночном спутнике Земли. Знаменитая фраза американского астронавта Нила Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», облетела весь мир.

Разработка пилотируемых кораблей нового поколения продолжалась до середины 80-х годов. Итогом многолетних трудов стала доставка в космос в 1988 году ракетой «Энергия» многоразового корабля «Буран», аналога американского шаттла. Но политические реалии того времени – кризис в СССР и последовавшее сокращение военного бюджета страны – поставили крест на этой программе. После крушения Советского Союза программа была свернута, а «Буран» перемещен на площадку для аттракционов в ЦПКиО им. Горького в Москве.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создала основу для:

1. Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера России;
2. Создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея);
3. Развития экономики Сахалина, Курильских островов.

Разбор типового тренировочного задания

1. Автоматически заполняемый кроссворд

Задания для автоматически заполняемого кроссворда:

1.Железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

2.Совокупность отраслей экономики России, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой топливно-энергетических ресурсов, производством, транспортировкой и распределением электроэнергии.

3. Один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры, расположенный в Москве.

Правильные варианты:

1. БАМ

2. ТЭК

3. МГУ

Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:

1.Тихий океан;

2.Свет;

3.Наука.

2.Вставьте пропущенные слова.

1._____________________________совокупность отраслей экономики России, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой топливно-энергетических ресурсов, производством, транспортировкой и распределением электроэнергии.

2. ____________________ расположен в двадцати километрах к югу от центра города Новосибирск, на правом берегу Новосибирского водохранилища. Строительство началось в 1958 году, и здания первых институтов и жилых домов были введены в эксплуатацию в 1959 году (первым был закончен институт Гидродинамики).

Правильный вариант:

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Новосибирский Академгородок