Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 18 О чём нам говорят знаки препинания?
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На уроке
вы повторите знаки препинания, которые встречаются в русском языке;
узнаете случаи употребления знаков препинания;
сможете правильно расставлять знаки препинания в предложениях.
Глоссарий
Зна́ки препина́ния — Графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.
Литература
Основная
Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2013; Ч. 1 – 162с., Ч. 2 – 162 с.
Дополнительная
Антохина В.А. Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. М. Экзамен: 2017 — 96 с., с. 65-68
Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. М.Грамотей: 2010 — 112 с., с. 57-59
Теоретический материал
Собственные значения знаков препинания складывались в течение столетий. Всё случайное и неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось в творчестве тонко чувствующих письменный текст авторов, в практике серьёзных издательств, в которых работали столь же тонко чувствующие значимость пунктуации редакторы.
Многие считают, что точка всегда стоит в конце предложения, а оно, как учат в школе, выражает законченную мысль.
На самом деле точка стоит не там, где действительно кончается предложение, а там, где пишущий хочет сказать: «Я сообщил вам всё, что считал нужным. Можете обдумать моё сообщение».
Многоточие – своеобразный антоним точки. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному (или что произошло потом)»
Другое значение многоточия – ‘Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Я подумаю и, возможно, добавлю что-нибудь ещё’
Вопросительный знак тоже противопоставлен точке, но совсем иначе. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать. А вот вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше». С одной стороны, запятая противопоставлена точке (сообщение не закончено), с другой – многоточию (пишущий не намерен прерывать своё сообщение). Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения. Так что они не столько обособляют или выделяют, сколько объединяют.
Точка с запятой, своеобразный синоним и запятой, и точки, противопоставлена им обеим. Значение этого знака можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать.
Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если соединяемые ею части слишком распространённые, сложные по структуре.
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». Этим объясняется и употребление двоеточия перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет или дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью:
Тире не только многозначно, по даже имеет омонимы. Тире ставят, например, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов.
Совсем иной знак – тире в значении чередования. Его ставят, если хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики или что от прямой речи перешли к обычному тексту
Кавычки ставят, когда заключённое в них высказывание принадлежит не автору. Чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты.
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
Резюме теоретической части
Каждый знак препинания несет свою смысловую нагрузку. Без знаков невозможно правильное и понятное общение.
Примеры заданий
1. В каком предложении знаки препинания стоят верно?
1) Как живёте дядя Степа!
2) Аня съехала на санках с горы, и Антон помог ей подняться.
3) Кто здесь самый высокий!
Правильный ответ
2) Аня съехала на санках с горы, и Антон помог ей подняться.
2. Выделите цветом предложения с обращением.
Мама, иди сюда.
Чайки, чайки, где ваш дом?
Мы собирали картофель, капусту и морковь.
Облака на небе были белые, красные и чёрные.
Правильный ответ
Мама, иди сюда.
Чайки, чайки, где ваш дом?
Мы собирали картофель, капусту и морковь.
Облака на небе были белые, красные и чёрные.