Урок 19. Древняя Спарта

Поделиться:
Конспект урока

История, 5 класс

Урок 19 Древняя Спарта

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Образование Спарты.
  2. Жизнь в Спарте.
  3. Государственный строй Спарты.
  4. Спартанское воспитание.
  5. Пелопоннесская война.

Тезаурус

Полисэто город-государство, община свободных полноправных граждан, каждый из которых имеет право (обязанность) на получение надела из земель полиса, на участие в управлении им, на защиту полиса в народном ополчении.

Олигархияэто власть немногих.

Илотыжители Древней Греции, обращенные завоевателями-дорийцами в рабство.

Периэкинеполноправная часть населения Спарты, обладающая личной свободой, но лишенная политических прав.

Апелланародное собрание в Древней Спарте.

Герусиясовет старейшин Древней Спарты, состоявший из 28 человек старше 60 лет.

Эфорынаблюдатели, следившие за исполнением законов и поведением в Древней Спарте.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Ляпустин Б. С. Древняя Греция. – М.: Дрофа, 2007.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова племена дорийцев. Они обосновались в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Известна она была и как Лакедемон, хотя название Спарта стало более распространённым.

Всё население Спарты делилось на три группы: спартанцы, периэки и илоты. Дорийцы, завоеватели образовали господствующую группу спартанцев, полноправных граждан полиса. Их было немного, около 9 тысяч человек. Они имели земельные участки. Периэки, буквально переводится это слово с греческого, как «живущие вокруг», жили в небольших поселениях, отдалённых от центра полиса. Периэки были свободными, но не имели гражданских прав. Основными их занятиями были ремесло и торговля. Илоты являлись потомками ахейцев, народа, завоёванного дорийцами. По существу, они были государственными рабами. Илоты обрабатывали земельные участки спартанцев и своим трудом должны были содержать хозяев. Им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко.

Такое деление спартанского общества существовало с 8 века до нашей эры, определялось оно законами легендарного Ликурга. Надо сказать, что эти законы спартанцы на протяжении многих столетий считали лучшими в Греции и вечными. Законы Ликурга запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.

В Спарте не было золотых и серебряных монет. Деньгами служили железные прутья, которые неудобно было носить с собой или копить. В Спарте, называвшейся «общиной равных», презирали богатство. Спартанцу запрещалось заниматься сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. Его долг – быть воином, хорошо развитым физически и дисциплинированным. Спарта имела лучшую в Греции армию. Знаменитым было лаконичное изречение одной спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: «Со щитом или на щите!» Со щитом возвращались победители, на щите приносили воинов, павших в бою.

Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.

Народное собрание, которое называлось апелла, принимало решения, определявшие все стороны жизни спартанского общества. Спартанец мог участвовать в народном собрании по достижении 30 лет, когда он становился полноправным гражданином полиса. Народное собрание избирало герусию – совет старейшин из 28 человек старше 60 лет. В Герусию входили два царя, получившие власть по наследству. Цари командовали войском и исполняли обязанности жрецов. Народное собрание избирало 5 эфоров (наблюдателей), которые следили за исполнением законов и поведением граждан. Никаких обсуждений на народном собрании не было. Выборы на народном собрании определялись криком. Избирали того, за кого громче кричали. Спартой управляли «немногие» (по-гречески – «олигой»). Государственный строй, при котором управляют немногие, назывался олигархическим.

В жилищах спартанцев было только самое необходимое. Пищу употребляли скудную. Каждый день ели похлёбку, невкусную, но питательную. Спартанцы одевались одинаково летом и зимой.

Спартанское воспитание отличалось суровостью. Новорожденного осматривали старейшины. Если ребёнок рождался больным, его безжалостно бросали в пропасть. Спартанцам нужны были только здоровые дети. Их целью было вырастить идеальных воинов, готовых беспрекословно подчиняться приказам.

Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы.

Девочек тоже готовили к суровой жизни. Они занимались бегом, метанием диска и копья.

Урок 19. Древняя Спарта

Спартанка

Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.

Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов и стремлением установить своё господство над всей Грецией.

Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины – Делосский.

Война началась в 431 году до н.э. и длилась 27 лет. В истории она сохранилась под названием Пелопоннесской войны и проходила в два этапа.

Первый этап известен как Архидамова война – в честь Архидама II – спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Ионийская война – завершающий этап Пелопонесской войны. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите на «ленте времени» дату окончания Пелопоннесской войны.

Ответ

Дата

Событие

431 г. до н.э.

421 г. до н.э.

415 г. до н.э.

404 г. до н.э.

Окончание Пелопоннесской войны

Пояснение: Все предложенные даты связаны с событиями Пелопоннесской войны, которая длилась 27 лет. Путём простых математических действий можно вычислить дату окончания войны, а именно 404 г. до н.э.

Задание 2. Установите события в хронологической последовательности, чтобы увидеть рисунок.

Гибель Ниневии

Завоевания Тутмоса III

Реформы Солона

Пелопоннесская война

Ответ

События

Ответы

Гибель Ниневии

2

Завоевания Тутмоса III

1

Реформы Солона

3

Пелопоннесская война

4

Пояснение: Для правильного выполнения данного задания необходимо соотнести предложенные события с историей конкретной страны Древнего мира. Так, Тутмос III был египетским фараоном, а цивилизация в долине Нила возникла в числе самых первых, следовательно, и завоевания Тутмоса III являются наиболее древними событиями. Следующим событием в списке является гибель Ниневии – столицы Ассирии. Оставшиеся два события относятся к истории Древней Греции, но реформы Солон провёл задолго до начала Пелопонесской войны, и Афины к 431 г. до н.э. были демократической республикой.