Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 19
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— использование арифметических действий при решении задач;
— разность;
— сумма.
Тезаурус
Сложить числа a и b – значит, к числу а прибавить b раз единицу.
Разность чисел a и b – это такое число, которое при сложении с числом b даёт число а.
Умножение- арифметическое действие повторения данного числа слагаемым столько раз, сколько единиц находится в другом данном числе, множителе.
Периметр – это сумма длин всех сторон.
Обязательная литература
- Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
- Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.
Дополнительная литература
- Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
- Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
- Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При решении задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности помогают схематические рисунки.
Рассмотрим задачу. В одной корзине на восемь яблок больше, чем во второй. В двух корзинах вместе двадцать яблок. Сколько яблок в каждой корзине?
Решение: выполним схематический рисунок. Покажем две корзины, в первой – на восемь яблок больше. Общее количество яблок двадцать.
Если из первой корзины вынуть восемь яблок, то в ней станет столько же яблок, сколько и во второй корзине, а в двух вместе в два раза больше, чем во второй.
- 20 – 8 = 12 (яблок).
- Найдём число яблок во второй корзине:
12 : 2 = 6 (яблок).
- Теперь вернём восемь яблок в первую корзину, то есть найдём число яблок в первой корзине:
6 + 8 = 14 (яблок).
Ответ: 14 и 6 яблок.
Рассмотрим ещё одну задачу.
Периметр прямоугольника равен 128 см. Одна из его сторон больше другой на 12 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
Решение: для начала вспомним, что периметр – это сумма длин всех сторон. Формула нахождения периметра прямоугольника: P = 2 ∙ (a + b).
Начертим прямоугольник. На чертеже укажем, что одна сторона равна а, а другая – на 12 см больше.
Для начала найдём сумму длины и ширины, поделив периметр на 2:
a + b = P : 2 = 128 : 2 = 64 (см).
64 – 12 = 52 (см).
52 : 2 = 26 (см) – ширина.
26 + 12 = 38 (см) – длина.
S = a ∙ b = 26 ∙ 38 = 988 см2.
Ответ: 988 см2.
Опираясь на данные задачи, мы можем составить примерную схему решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:
- составляем схему по условию задачи;
- вычитаем из общей суммы лишнее (уравниваем количество);
- делим это количество поровну;
- отвечаем на вопрос задачи.
Чтобы научиться решать задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности, надо тренировать навыки устных вычислений, учиться применять алгоритм для решения таких задач и расширять свой кругозор.
Задача. Разность двух чисел равна 456, а их сумма – 826. Найдите эти числа.
Решение:
- найдём разность: 826 – 456 = 370.
- 370 : 2 = 185 – первое слагаемое.
- 826 – 185 = 641 – второе слагаемое.
Ответ: 185 и 641.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. В двух пачках было 49 тетрадей. Когда из первой пачки взяли 17 тетрадей, то в двух пачках стало тетрадей поровну. Сколько тетрадей было во второй пачке первоначально?
Решение: выполним схематически рисунок.
- 49 – 17 = 32 (тетр.) – равное количество в двух пачках.
- 32 : 2 = 16 (тетр.) – во второй пачке.
Ответ: 16 тетрадей.
№ 2. Сумма двух чисел 340. Если первое число из них уменьшить на 88, то числа станут равными. Найдите первое число.
Варианты ответа: 240; 252; 214; 128.
Решение:
- 340 – 88 = 252 – сумма двух равных чисел.
- 252 : 2 = 126 – второе число.
- 126 + 88 = 214 – первое число.
Ответ: 214.