Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №19. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как решить задачу на нахождение четвёртого пропорционального?
— какие виды моделирования краткой записи используют для решения такого вида задач?
Глоссарий по теме:
Задача – математический вопрос, для разрешения которого требуется путем вычислений найти какие-нибудь величины.
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
Решить задачу – значит, выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требование задачи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 46.
2. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике:3 класс.Ч.1: к учебнику М. И. Моро и др.» Математика 3 класс. В 2 ч.Ч.1.» ФГОС (к новому учебнику)/В. Н. Рудницкая. -21 изд., перераб. и доп. – М.:Издательство»Экзамен», 2017, с. 45-48.
3. Волкова Е. В. ВПР Математика .3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС/Е.В.Волкова, С.В.Бахтина.-М.: Издательство «Экзамен», 2018 с.37, 47.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Математика – это наука, изучающая числа, действия над ними, количественные отношения и пространственные формы. Произошло это название от греческого слова, что значит наука.
Люди учились считать тогда же, когда они учились говорить, и первые названия чисел – ровесники первых слов.
Самые древние, дошедшие до нас математические документы, – это хозяйственные записи вавилонян. Они сделаны за шесть тысяч лет до нашей эры, то есть восемь тысячелетий назад!
Еще через две тысячи лет в вавилонских клинописных таблицах мы встречаем уже не только хозяйственные расчеты, связанные с торговыми сделками или с записями домашних расходов, а и настоящие задачи по математике. Расцвет математики вавилонян – это эпоха Хаммурапи. Здесь мы видим уже сложные алгебраические действия.
В современном мире математика является незаменимым инструментом во множестве наук. Появление математики было необходимым условием для развития человеческого общества.
Еще с древних времен люди учились решать задачи и находить способы их решения. Задачи имеют свой определенный вид. Одним из видов задач являются задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Решим задачу такого вида и найдем способ ее решения.
За пять дней в семье израсходовали десять кг овощей. Сколько кг овощей израсходуют за три дня, если каждый день расходуют овощей поровну?
Для краткой записи используют модель-таблицу, так как в задаче зависимые величины:
— расход за один день;
— количество дней
— общий расход.
Заполним таблицу.
Расход овощей за 1 день | Количество дней | Общий расход овощей |
Одинаковый | 5д. | 10 кг |
3д. | ? |
Составим план решения этой задачи:
Первым действием надо узнать, сколько кг овощей расходовали за 1 день (выполнить деление).
Вторым действием найти, сколько кг овощей израсходуют за три дня (выполнить умножение)
Запишем решение.
1) 10 : 5 = 2 (кг) – в 1 день
2) 2 ∙ 3 = 6 (кг) – за 3 дня
Ответ: за три дня израсходовали 6 кг овощей.
Задания тренировочного модуля:
1. Выберите правильное решение.
В 6 одинаковых бидонах 18 кг меда. Сколько меда в 5 таких же бидонах?
5 ∙ 18 : 6
18 : 6 ∙ 5
(6 + 5) ∙ 18
(18 — 6) ∙ 5
Правильный ответ:
18 : 6 ∙ 5
2. Выделите правильное решение задачи.
На радио 6 песен исполняли 18 минут. Сколько времени на радио будут исполнять 9 песен?
18 : 6 ∙ 9
18 : 9 ∙ 6
Правильный ответ:
18 : 6 ∙ 9