Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 2
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Тезаурус
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
Дополнительная литература:
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 08.06.2019)
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! – улыбнулась Ольга Николаевна. — Ну как, нагулялись за лето?
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Хорошо отдохнули?
– Хорошо.
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– Вот и прекрасно!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивание элементов
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Установите соответствия.
Нормативный
Этикетный
Коммуникативный
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Правильный ответ:
Аспекты Значения
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Этикетный использование вежливых слов