Урок 2. Речь и её виды

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 2.

Тема: Речь и её виды.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – сформировать представление о речевом этикете

Задачи:

  1. Вспомнить вежливые слова.
  2. Порассуждать о значении речи в жизни человека.
  3. Узнать новые правила орфографии и пунктуации

Результаты:

  • Познакомимся с мудрыми высказываниями о языке и речи.
  • Узнаем новые пословицы.
  • Вспомним, что такое вежливая речь.
  • Порассуждаем о значении речи в жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем учителя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, когда слушаем радио, например, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.

Кажется, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако это не так. В разных случаях люди говорят по-разному.

  • Вспомните, как вы общаетесь с разными людьми. Дома — с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами.

Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Сегодня мы потренируемся в правильном общении в разных жизненных ситуациях и определим правила общения.

  • Что значит быть вежливым человеком?
  • Какое поведение можно считать вежливым?

Речь может многое сказать о человеке. Чтобы речь была вежливой, люди используют специальные слова, их еще иногда называют «волшебными».

  • Какие волшебные слова вы знаете?

Правила речевого общения называются речевым этикетом.

В основе правил речевого этикета доброжелательность и умение слушать:

Речь красна слушанием

Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай

  • Как вы понимаете эти пословицы?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

  1. Вы знаете, как появились «вежливые» слова?

Нажмите на слово, чтобы узнать его историю.

Спасибо. Раньше, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!». Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Не стоит забывать говорить спасибо. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово «жаловать» означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое родственное слово – «пожаловать», т.е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь случайно причинил кому-то огорчение или неудобство, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!» т.е. «снимите с меня вину».

Здравствуйте. Фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю» у военных, повелось с древних времён и считалось жестом уважения и приветствия.

  1. Прочитайте высказывание речи. Запишите в тетрадь.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. 

Л. Н. Толстой

  1. Вы ведёте тетрадку с высказываниями о языке и речи?

Найдите другие высказывания о русском языке.

Для этого вы можете воспользоваться сайтом: http://gramota.ru/class/citations/

Расскажите:

  • Кто автор этого выражения?
  • Как вы понимаете это выражение?

Начните искать и записывать дома интересные высказывания о языке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Разделите слова на две группы:

1 группа — слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека.

2 группа — речь, которую надо исправлять.

Слова: Правильная, бедная, сбивчивая, разборчивая, свободная, безграмотная, приятная, понятная, обдуманная, неразборчивая, культурная, невнятная, торопливая, грамотная.

Речь образованного человека

Речь, которую надо исправить

Задание 2. Распределите вежливые слова по трем группам:

Приветствие

Прощание

Благодарность

Слова: Здравствуйте! Привет! Добрый день! Спасибо! Благодарю! До свидания! До встречи! Прощай!

Задание 3. Какие слова извинения вы знаете? Напишите 2 слова.

Задание 4. Выделите орфограммы и поставьте ударение в слове

ПОЖАЛУЙСТА

Спишите слово.

__________________________________________________________________

Задание 5. Вставьте пропущенные запятые:

Перезвоните пожалуйста через несколько минут

Передай мне пожалуйста соль

Пожалуйста оплатите проезд!

Задание 6. Соедините пары слов, одинаковые по значению, но использующиеся с разными собеседниками.

Здравствуйте! Привет! Пока! До свидания! Извини! Извините! Пожалуйста!

Задание 7 Разгадайте кроссворд

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого …

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … день!

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече …

  1. И во Франции, и в Дании
  2. На прощанье говорят до …

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

  • Доброе слово и кошке приятно
  • Дурной человек в речах познается
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится

Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.

Задание 9. Соедините части пословиц

Слово — не воробей:

Скажешь – не воротишь;

Слов много,

вылетит – не поймаешь.

а складу нет

напишешь – не сотрёшь.

Задание 10. Найдите и подчеркните слова, в которых объясняется значение выражения «чудный дар»

Что за чудный дар – уметь говорить и уметь слушать, что говорят!

А.Ф. Лосев

Задание 11. Восстановите высказывание писателя Алексея Толстого о русском языке. Вставьте слова из справок.

Русский ______ создал русский язык – яркий, как ______ после весеннего ливня, меткий, как ________, певучий и богатый, задушевный, как песня над ___________

Слова для справок: народ, радуга, стрела, колыбель

Задания 12. Вставьте пропущенные слова вежливости

________________, мой друг, меня вылечил ты,

Вовек не забуду твоей доброты! (К.И. Чуковский)

________________, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный? (А.С. Пушкин)

А потом позвонили Мартышки:

— Пришлите, __________________, книжки. (К.И. Чуковский)

Задание 13*

Будьте добры!

Будьте любезны! –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома:

Будет приятно их слышать любому.

Составьте и запишите обращение к старшему человеку с какой-либо просьбой.

Задание 14* Прочитайте текст Льва Васильевича Успенского о языке. Выделите предложение, выражающие главную мысль.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза… 

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

Лев Васильевич Успенский

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Какие слова не относятся к словам прощания:

А) До свидания!

Б) Здравствуйте!

В) До встречи!

  1. Найдите предложения с неверным порядком слов. Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

А) Вдоль дорожки тополей ряды ровные выстроились.

Б) Солнечный свет изредка сквозь кроны пробивался деревьев тонкими лучами.

  1. Найдите границы предложений. Вставьте  пропущенные буквы и знаки препинания.

Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи

Вариант 2.

  1. Какие слова не относятся к словам извинения?

А) Извините

Б) Простите

В) Будьте любезны

  1. Найдите предложения с неверным порядком слов. Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

А) На деревьях весной листочки появляются зеленые.

Б) Один за другим смолкают соловьи.

  1. Найдите границы предложений. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Стояло раннее утро тени л…жали на песке лё…кая в…лна наб…гала на берег на берегу сидела белая ч…йка

ТЕЗАУРУС

Язык — это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Речь — это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Вежливая речь – спокойная, грамотная, с использованием «волшебных» слов.

Речевой этикет – правила речевого общения.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

Урок 2. Речь и её виды

Задание 2.

Приветствия: Здравствуйте! Привет!

Благодарности: Спасибо! Благодарю!

Прощания: До встречи! Пока!

Задание 3.

Извините, простите, прошу прощения

Задание 4.

ПОЖА’ЛУЙСТА

Задание 5.

Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут

Передай мне, пожалуйста, соль

Пожалуйста, оплатите проезд!

Задание 6.

Здравствуйте! Привет!

Пока! До свидания!

Извини! Извините!

Задание 7.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

з

 

 

 

 

 

 

1

с

в

и

д

а

н

и

я

 

 

 

п

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

3

д

о

б

р

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

Задание 9.

Слово — не воробей: вылетит – не поймаешь.

Скажешь – не воротишь; напишешь – не сотрёшь.

Слов много, а складу нет

Задание 10.

Что за чудный дар – уметь говорить и уметь слушать, что говорят!

Задание 11.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Задание 12.

Спасибо, Здравствуй, Пожалуйста

Задание 14.

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.

Контрольный модуль

В-1

1. Б

2. А

3. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлились огромные лужи.

В-2

1. В

2. А

3. Стояло раннее утро. Тени лежали на песке Лёгкая волна набегала на берег. На берегу сидела белая чайка.