Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 2
Стили речи (функциональные разновидности языка)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Представление о стилях речи.
- Особенности стилей речи и языка художественной литературы.
Тезаурус
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации.
Язык художественной литературы – 1) язык, на котором создаются художественные произведения. 2) поэтический язык – система правил, лежащих в основе художественных текстов, их создания и прочтения (интерпретации). Эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного (повседневного) языка. Язык художественной литературы выражает эстетическую функцию национального языка.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 10-13.
Дополнительная литература:
- Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.6-13.
Открытые электронные ресурсы:
- Электронная библиотека ЛИТМИР
https://www.litmir.me/br/?b=20952&p=1 (Дата обращения 05.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Представьте, что на улице слышен разговор двух ребят:
– Ты опять тренировку пропустил? Как в соревнованиях будешь участвовать? Выгонят тебя из спортшколы, если ходить не будешь.
– Да ладно, до соревнований далеко ещё.
Такой непринуждённый диалог на улице между сверстниками вполне допустим. Это разговорный стиль речи.
Но если вы увидите официальное уведомление тренера родителям, где говорится: «Уважаемые родители! Ваш ребёнок опять тренировку пропустил. Как он будет в соревнованиях участвовать? Пусть тренировки не пропускает, а то я выгоню его из спортшколы!» – вы решите, что тренер, по меньшей мере, странный человек.
В различных условиях жизни мы говорим по-разному, в зависимости от того, с кем, где и зачем говорим: с друзьями и близкими мы говорим иначе, чем с малознакомыми людьми; дома разговариваем не так, как в школе; речь, обращённая к одному человеку, не будет похожа на речь, адресованную многим (например, в книгах, на собраниях, на уроке). Нам приходится приспосабливаться к ситуации общения, то есть пользоваться различными стилями речи.
Речь разговорная и книжная.
Разговорную речь мы обычно используем в непринуждённых беседах со знакомыми людьми в домашней и неофициальной обстановке. Книжная речь используется для обращения к людям в официальной обстановке: например, в учебниках, газетах, официальных выступлениях и документах.
В разговорной речи мы употребляем разговорные слова и выражения. Кроме того, в ней часто встречаются обращение, диалог, прямая речь, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Существует и монологическая разговорная речь. Прочитаем отрывок из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», в котором Витя на уроке географии размышляет о Земле: «География – это наука о Земле, на которой мы все живём; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди».
В размышлениях Вити используются разговорные слова и выражения (огромнейший-преогромнейший, слыхал, как будто блин), речь внутренняя, обращенная к самому себе. Следовательно, перед нами разговорный стиль речи.
В книжной речи выделяют несколько стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Художественная речь должна не только сообщить читателю какие-либо сведения о предмете, но и заставить его «увидеть», представить себе этот предмет. Поэтому художественное описание всегда конкретно. Образность – характерный признак стиля художественной литературы. Ещё одна отличительная черта художественного стиля речи – эмоциональность. Например, когда мы читаем произведение, мы смеёмся вместе с персонажем, переживаем за него. При чтении стихотворения о природе мы восхищаемся её красотой, чувствуем связь природы и человека:
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блёстки.
Целуют пчёлы их и пьют
Благоухающие слёзки.
(И. Суриков. На свободе.)
Поэт нарисовал живую картину: мы можем представить себе зеленый благоухающий луг, утреннюю росу, которая сверкает. Роса похожа на благоухающие слёзки, которые целуют и пьют пчёлы. Поэт любуется утренней красотой зелёного луга и передает своё отношение нам. Описание конкретное (автор показывает нам определенный пейзаж), эмоциональное.
Научный стиль в противоположность художественному отражает не образное, а логическое мышление. Задача этого стиля речи – сообщить знания об окружающем мире. Это речь точная, необразная, бесстрастная, без эмоций: «Луг – пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье». Такое описание отражает общие признаки этого пространства, подходит к любому лугу.
Официально-деловой стиль – язык документов (законов, приказов, объявлений и так далее). Это речь точная и невыразительная.
Публицистический стиль – это язык СМИ (средств массовой информации). Этот стиль используется в написании статей, репортажей, заметок, интервью и т.п. Публицистический стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Публицистический стиль обладает эмоциональностью и образностью речи. В нём есть оценка действительности. Чтобы придать речи достоверность, автор использует различные неопровержимые факты. Публицистический стиль общедоступен, призывает читателей или слушателей к действию.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Множественный выбор
Выберите черты художественного стиля речи.
А) отсутствие образности;
Б) краткость;
В) эмоциональность;
Г) конкретность;
Д) сухость;
Е) образность.
Разбор задания: вспоминаем, что черты художественного стиля – эмоциональность, конкретность, образность. Ответ: В, Г, Е.
- Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите, в какой строке указаны стили речи.
А) художественный; научный
Б) описание; рассуждение
В) повествование, описание
Разбор задания:
Вспоминаем, что стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации. Стиль бывает научным, художественным, официально-деловым, публицистическим, разговорным. Ответ: А.