Урок 2. Человек в изменившемся мире: материальная культура, новые общество и быт

Поделиться:

Конспект
Перед вами выдающиеся ученые-физики, благодаря которым люди пользуются электричеством, радио, телефоном. Все это стало возможным в ходе изучения явлений электромагнетизма, термодинамики и света. Важные открытия в этих сферах были сделаны в XIX в. такими учеными, как Майкл Фарадей, Джеймс Максвелл, Генрих Герц, Хендрик Лоренц.
Эти открытия позволили лучше понять строение атома и создать научное представление о строении веществ, изучить явление радиоактивности, заложить основы радиологии и современного диагностирования (например, МРТ). Именно этой проблемой занимались супруги Пьер и Мария Кюри и Вильгельм Рёнтген, открыватель лучей, названных его именем.
В области естественных наук Чарлзом Дарвином была сформулирована теория эволюции и происхождения видов на Земле. Работы Луи Пастера способствовали развитию микробиологии и иммунологии.
Научные открытия XIX в. позволили расширить и углубить представления людей об окружающем мире.
Литература же, «мастерская душ человеческих», в XIX в.
породила четыре новых направления: романтизм, критический реализм, натурализм и символизм.
Перед вами самые известные европейские писатели-романтики XIX в.: англичанин лорд Джордж Байрон и немец Генрих Гейне, французский прозаик, поэт и драматург ВиктОр Гюго. Романтизм — это направление в литературе и искусстве, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека, его внутреннего мира; это искусство сильных страстей и характеров, борьбы за свободу, преодоления «злого рока», благородство, героизм.
Писатели, пишущие в жанре реализма (иногда применяется термин «критический реализм»), стремились в своих произведениях точно отразить проблемы современного им общества, типизировать человеческие черты в определенных образах, показать эволюцию или деградацию общества на примере отдельного характера.
Крупнейшие писатели-реалисты — это французы Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер, англичанин Чарльз Диккенс, американец Марк Твен.
Писатели, пишущие в жанре реализма (иногда применяется термин «критический реализм»), стремились в своих произведениях точно отразить проблемы современного им общества, типизировать человеческие черты в определенных образах, показать эволюцию или деградацию общества на примере отдельного характера.
Крупнейшие писатели-реалисты — это французы Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер, англичанин Чарльз Диккенс, американец Марк Твен.
Еще одним направлением в литературе XIX в. стал натурализм. Первым использовал этот термин французский писатель Эмиль Золя.
Натурализм вырос из реализма, заострил его особенности и стал стремиться к внешне точному, механическому копированию действительности, очень часто неприглядной. Эти произведения — своего рода литературный документ эпохи, беспристрастный, не морализирующий, но не дающий героям шансов на исправление.
Символизм – мощное направление, родившееся в 70-х годах 19 века во Франции и охватившее литературу, живопись, театр, музыку. Романтик-американец Эдгар Аллан По вдохновил его появление и повлиял на творчество европейцев. Символизм — это экспериментаторское творчество, переосмыслившее романтизм и вобравшее в себя элементы всего мирового искусства. Это разговор о душе и чувствах человека, тяготение к мистике, тайне и использованию символов.
В живописи XIX в. выделились тоже четыре основных нап/ Сравления: романтизм, символизм реализм (представителями которого являлись «певцы третьего сословия»), и – импрессионизм.
Романтизм в живописи призывал людей к высоким идеалам, борьбе за существование и достоинство, демонстрировал уход от повседневности в героизм и трагедийный пафос. Крушения, катастрофы, восстания, революции, спасения жизни, великие люди – вот темы полотен романтиков.
Реализм живописный, как и прозаический, обращал внимание людей на социальные проблемы, воспевал людей труда, ремесленников, бедняков, обратился к жизни людей искусства.
Импрессионисты же стремились запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира, ее зависимость от освещения, времени суток, цвета находящихся рядом предметов и даже настроения художника. По сути будучи реалистами, художники резко отошли от строгого академизма, что сначала вызвало насмешки критиков. Попытки отразить свое собственное впечатление от окружающего мира были названы «импрессионизмом» от слова impression (фр.) – «впечатление».
Художники-символисты так же, как и писатели-символисты, словно пытались покинуть реальность: они изображали внутренний мир человека, стремились постичь тайны вселенной, питали склонность к мистике, всему необычному, фантастическому. В отличие от романтиков, видящих тайну «в самом себе», в человеке, символисты были убеждены, что загадкой является наш мир, наша душа, бесконечный Космос.
Итак, в 19 веке на смену религиозной пришла научная картина мира: открытия в естественных и точных науках определили пути дальнейшего прогресса и предвосхитили изобретения, полностью изменившие жизнь людей. Литература и искусство XIX в. также откликнулись на изменения в мире: они призывали человека лучше узнать самого себя и новое общество, в котором он живет.