Урок 21. Обстоятельство

Поделиться:

Урок 21. Обстоятельство
Скажите, какой член предложения сейчас был употреблен, для обозначения того, как мы будем работать на уроке?
Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.
Сравните с вариантом правильного ответа:
Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.
Сегодня на уроке мы расширим свое представление о второстепенном члене предложения — обстоятельстве, познакомимся с разрядами обстоятельства и способами их выражения, а также научимся правильно ставить знаки препинания при них.
Основное содержание урока
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как?
Обстоятельства выражаются:
1) наречием;
2) существительным в косвенном падеже;
3) деепричастием или деепричастным оборотом;
4) инфинитивом (только обстоятельство цели);
5) неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов.
По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:
1. Обстоятельства образа действия. Они зависят от глагола и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления;
2. Обстоятельства степени. Они обозначают степень проявления признака;
3. Обстоятельства места обозначают место действия или направление движения;
4. Обстоятельства времени обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий;
5. Обстоятельства причины обозначают причину события;
6. Обстоятельства цели обозначают цель действия;
7. Обстоятельства условия обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие (в силу своей книжности малоупотребительны);
8. Обстоятельства уступки обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам.
Обстоятельства в предложении могут обособляться и не обособляться. Всегда обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты, в каком бы месте предложения они не стояли. Но в каждом правиле бывают исключения. Это касается и обособления деепричастий и деепричастных оборотов. Как правило, не обособляются одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям образа действия (они отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?). Обычно они непосредственно примыкают к глаголу-сказуемому: бежал не оглядываясь, сидел молча. Фразеологизмы «судя по всему», «честно говоря», если они функционируют в роли вводных слов, выделяются запятыми в соответствии с правилами употребления знаков препинания при вводных словах.
Ключевые слова:
Второстепенные члены, обстоятельство, разряды обстоятельства, синтаксическая роль.
Основные понятия:
o Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как?
o Разряды обстоятельства – времени, места, цели, образа действия, условия, сравнения, уступки, причины.
Разбор типового тренировочного задания
Определите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом?
1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)
2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов)
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматическую основу предложения;
3) найти слово или сочетания слов, к которым можно задать вопрос: где? когда? почему? как?
4) определи, какой частью речи выражены эти слова.
Ответ: 3.
Разбор типового контрольного задания
Определи, чем выражено обстоятельство в предложении: Встав с постели, Аркадий раскрыл окно?
1) наречием;
2) деепричастием или деепричастным оборотом;
3) инфинитивом (только обстоятельство цели);
4) существительным в косвенном падеже.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) выделить в нем грамматическую основу;
3) определить вид и выяснить, чем выражены второстепенные члены;
4) найти в предложении обстоятельство и выяснить способ его выражения.
Ответ: 2
Посмотреть интерактивный материал