Конспект урока
4 класс
УРОК №21
Тема: Синонимы и антонимы
Раздел «Слово в языке и речи»
Я вспомню понятия синонимы и антонимы.
Я научусь:
Распознавать в тексте синонимы и антонимы.
Объяснять их лексическое значение.
Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.
Использовать в речи синонимы и антонимы.
Глоссарий:
Синонимы
Антонимы
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Толковый словарь
Словарные слова: библиотека, багаж, горизонт, прекрасный, шофёр.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
http://ru-antonym.ru/ — словарь антонимов
http://ru-synonym.ru/ — словарь синонимов
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
1. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма.
Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Как называется сказка, по которой снят этот мультфильм и кто её автор? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Александра Сергеевича Пушкина)
Найдите и назовите слова, близкие по смыслу.
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Путь, дорога.)
— Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы)
2. Прочитай стихи Олеси Емельяновой.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
— Найди слова, противоположные по смыслу. (Весёлый – грустный, добрый – злой)
— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
Сформулируй тему и цели урока.
Тема: Синонимы и антонимы.
Цели:
Я вспомню понятия синонимы и антонимы.
Я научусь:
Распознавать в тексте синонимы и антонимы.
Объяснять их лексическое значение.
Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.
Использовать в речи синонимы и антонимы.
2.Объясняющий модуль.
1.Даны два рисунка.
— Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова – синонимы, слова – антонимы.
Ты можешь воспользоваться словарями синонимов и антонимов в учебнике стр. 154 – 155 или в интернете по данным ссылкам:
http://ru-antonym.ru/ — ссылка на словарь антонимов
http://ru-synonym.ru/ — ссылка на словарь синонимов
— Какие слова синонимы вы подобрали? (Болельщики, зрители, поклонники, почитатели, фанаты)
— Какие слова – антонимы вы подобрали? (Высокий – низкий, белый – чёрный, толстый – худой, большие – маленькие)
Составьте предложение по любому рисунку запишите его.
2. Работа с правилом.
— Сделай вывод:
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
— Проверьте свой вывод.
Видео:
1 слайд
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. |
Например: Азбука, алфавит Родина, Отечество |
2 слайд
Антонимы– слова, которые имеют противоположное значение |
Например: день – ночь стоять — идти |
– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)
4. Прочитайте текст.
Кошка Фея.
У нас в доме живёт кошка Ника. У кошки пушистая шёрстка, гибкое тело. Кошка звонко мурлычет и ловко ловит мышей. Я люблю свою кошку. Кошек одомашнили ещё первобытные люди. В древности у некоторых народов кошки считались священными животными. Люди, проявляйте заботу о своих кошках!
— Какое слово повторяется? Что необходимо сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов. (Заменить повторяющиеся слова – синонимами.)
— Отредактируй текст (замени повторяющиеся слова синонимами) и спиши его.
— Выпиши из текста предложение, в котором однородные члены предложения соединены союзом. Разбери его по членам предложения. (Задание в формате ВПР).
— Беседа.
— Для чего в языке нужны синонимы и антонимы? (Ответы детей)
— Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.
— Употребление антонимов, как и синонимов делают нашу речь более выразительной, богатой, яркой.
5. Словарная работа.
— Узнайте слова по их лексическому значению и запишите. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы.
— Где разъясняются лексические значения слов? (Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях)
1) Это слово имеет греческое происхождение и обозначает хранилище для книг. (библиотека)
2) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)
3) Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (горизонт)
4) Отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый. (прекрасный)
Библиотека, багаж, горизонт, прекрасный.
— Подбери синоним к слову багаж. (вещи, груз, ноша, кладь, поклажа)
— Подбери антоним к слову прекрасный. (ужасный)
3. Физкульминутка.
Руки вместе, руки врозь.
Глаза прямо, глаза вкось.
Ноги здесь, и ноги там.
Что за шум и что за гам.
— Назовите антонимы и синонимы в физкультминутке. (Антонимы: вместе – врозь, прямо – вкось, здесь – там. Синонимы: шум, гам.)
4. Тренировочный модуль.
Закрепление изученного материала.
- Соедини слова – антонимы парами.
чёрный сладкий трудиться вежливый сзади
врозь горький болезнь болтать здесь
белый бездельничать там здоровье молчать вместе
быстро медленно грубый впереди
- Подбери к словам синонимы из списка.
Ветер –
Белый –
Небо –
Бежать –
Думать-
Интересный-
Нестись, буря, увлекательный, белоснежный, небосвод, вихрь, небосклон, размышлять, ураган, мчаться, молочный, мыслить, занимательный.
- Распредели слова в две группы: синонимы, антонимы
Синонимы:
Антонимы:
Друг – товарищ; добро – зло; лёгкий – тяжёлый; метель – вьюга; находить – терять; смелость – храбрость; густой – редкий; грустить – печалиться.
4..Укажи правильный вариант ответа.
Синонимы — это
А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение
C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
5.Укажи правильный вариант ответа.
Антонимы – это
А. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
B. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
C. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение
5.Контрольный модуль
1. Работа со схемой.
Задание: Рассмотреть схему и соотнести определения.
| ||||
Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. |
Имеют противоположное значение |
2.Заполни кроссворд.
При выполнении данного задания занеси ответы на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Ввод ответов осуществляй с помощью подстановки букв, расположенных под кроссвордом.
По вертикали: 1.Антоним слова «маленький» 2.Синоним слова «небо» 3. Синоним слова «волнение» 4.Антоним слова «чужбина» 5. Синоним слова «доблесть» | По горизонтали: 1.Синоним слова «автомобиль» 2. Антоним слова «вражда» 3. Антоним слова «запад» 4. Антоним слова «юг» 5. Синоним слова «учтивый» |
3 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
3.Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.
Лучше горькая правда, Где умному горе, Вьюги да метели Ученье свет, Лодырь и бездельник – Жди горя от моря, |
чем сладкая ложь. а беды от воды. под февраль полетели. там глупому веселье. а неученье — тьма. им праздник и в понедельник. |
4.Распредели пословицы в две группы:
1 группа с синонимами: 2 группа с антонимами:
Жди горя от моря, а беды от воды.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Где умному горе, там глупому веселье.
Ученье свет, а неученье — тьма.
6.Рефлексия.
— Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
— Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.
— Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)
— Закончи утверждения:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось,,,
У меня не получилось …
7. Домашнее задание.
Выписать из словаря антонимов и словаря синонимов (учебник с. 154 – 155) по пять пар синонимов и антонимов. С одним из слов составить предложение.