Конспект
XVI век в России – время культурного подъема. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открываются училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма».
Дети изучают начало богословия, чтения, письма и арифметики. Число грамотных растет.
С расширением внешнеполитических контактов потребовалась подготовка послов и дипломатов. Со второй половины 16 века традиционным становится отправление боярских и дворянских детей за границу для изучения иностранного языка и грамоты.
В крупных монастырях и соборах были библиотеки, называемые «книгохранительными палатами».
Появляются и первые печатные книги. В 1584 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров с помощником Петром Мстиславцем напечатали первую книгу «Апостол».
В конце 16 века был издан первый учебник по арифметике. В нем были примеры на сложение, вычитание, умножение, деление и действие с дробями.
Печатная книга была значительно дешевле, а потому и доступнее для людей.
Продолжает развиваться и летописание.
В это время был создан «Лицевой летописный свод», описывающий события мировой и российской истории от Сотворения мира до середины 16 века, богато украшенный миниатюрами – лицами.
Одним из крупнейших русских летописных произведений стала «Степенная книга». Это была первая попытка изложить историю для широкого круга читателей.
«Российская история представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням исторической лестницы к Богу. Каждая ступень этой лестницы -определённый период русской истории, связанным с деятельностью конкретного государя — от Владимира Святого до Ивана Грозного. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан».
В это же время были написаны «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», «Казанская история», «Светоч сердец» Аднаша Хафиза, поэмы татарского поэта Мухаммедьяра и Нартский эпос.
Широкое распространение получает новый жанр – публицистика. Основной темой 16 века становится самодержавная власть. Так «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора доказывает происхождение московских государей от императора Августа.
Другое произведение рассказывает о передаче византийским императором князю Владимиру царских регалий, обосновывая его право на царский титул.
Известными публицистами 16 века являются Иван Пересветов и Андрей Курбский, ведший переписку с Иваном Грозным.
Другими вошедшими в историю 16 века произведениями стали «Хронограф», сборник рассказов по всемирной истории; «Четьи минеи», рассказы для чтения, и «Домострой» Сильвестра, описывающий правила организации домашнего быта.
Активное развитие получает архитектура. Достраивается Московский Кремль. Алевиз Фрязин возводит Архангельский собор и церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Новым явлением 16 века становится рождение шатрового стиля. Самые известные постройки церковь Вознесения в Селе Коломенское, возведенная в честь рождения Ивана 4 и Покровский собор на рву, построенный в честь взятия Казани Иваном Грозным. По легенде, после окончания постройки храма Бармой и Постником, царь повелел ослепить мастеров, чтоб нигде не была повторена такая красота.
Строящиеся соборы и церкви богато украшаются живописью.
Выдающимся живописцем 16 века стал Дионисий, продолжитель традиций Андрея Рублева.
В рамках церковного богослужения развивается и музыкальное искусство. В Александровской слободе существовала специальная музыкальная школа, в которой обучали церковному пению.
16 век — время формирования единой русской культуры, которая складывается на основе лучших культурных достижений всех русских земель.
Урок 22. Культурное и духовное развитие России в XVI в.
Поделиться:
Урок 22. Культурное и духовное развитие России в XVI в. Скачать