Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.

Поделиться:
Конспект урока

История. 10 класс. Урок № 22.

Тема – Наш край в 1920―1930-е гг.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Преобразования советской власти в области национально – государственного строительства.
  2. Особенности проведения индустриализации и коллективизации.
  3. Ликвидация безграмотности. Формирование национальной интеллигенции.

Тезаурус:

Автономия — право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-либо части государства.

Великий перелом — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Гражданская война — вооружённое противоборство классов, социальных групп, партии, наций внутри страны для завоевания политической власти, установления политического режима.

Индустриализация – процесс вывода экономики на современный уровень развития, создание мощной промышленной базы, крупного машинного производства,

Интеллигенция – социальный слой, в который входят работники умственного труда

Казачество – слой «вольных людей», бежавших из центра России на Дон, Яик, Терек

Класс(ы) – это большие группы людей, отличающиеся по их (убрать) месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства и формам собственности.

Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 года,

Колхоз — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Культурная революция – термин, введённый Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации»). Процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры.

Ликбез — ликвидация неграмотности, обучение грамоте взрослых и подростков.

Ликпункт – пункты обучения грамоте взрослых и подростков.

Общество «Долой неграмотность» — добровольное общество, организованное в 1923 г. для ликвидации безграмотности населения. Председателем центрального Совета общества стал М. И. Калинин, среди членов общества были виднейшие государственные деятели: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко и др.

Пятилетка — пятилетний план развития народного хозяйства

Рабфак (рабочий факультет) — особый факультет для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к обучению в высшей школе.

Социалистическое соревнование — массовое движение трудящихся в СССР за наивысшие достижения в производстве материальных и духовных благ, за наивысшую производительность труда как решающего условия победы коммунизма.

Ста́линские репре́ссии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х — начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Стахановское движение – движение работников в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 в угольной промышленности Донбасса (названо по имени зачинателя — шахтёра А. Г. Стаханова), распространилось и в других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.

Ударник — один из участников соцсоревнования, работник, показывающий повышенную производительность труда.

Ударничество – массовое движение трудящихся СССР за повышение производительности труда и улучшение процесса производства, одна из форм социалистического соревнования в СССР

Ключевые слова

Индустриализация, казачество, интеллигенция, коллективизация, колхоз, ликбез, ликпункт, ста́линские репре́ссии, ударничество, стахановское движение

Основная и дополнительная литература

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

1.История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т.II.ГУП «Книжное издательство», Грозный, 2008. Гл..3-5, с.227-424.

2.Очерки истории Забайкальского края. «Экспресс-издательство», Чита, 2009, 440 стр.

3.История Татарстана и татарского народа. «Магариф» Казань, 1995, 223 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После завершения Гражданской войны советское правительство начало осуществлять шаги по созданию основ национальной государственности. 25 июня 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1921-1922 гг. — Дагестанская, Якутская, Аджарская, Абхазская автономии. 30 мая 1923 года в Забайкалье образовалась Бурят-Монгольская Советская Социалистическая Республика. В 1920 г. образована Горская АССР, в состав которой вошли шесть административных единиц Северного Кавказа: Кабардинский, Балкарский, Осетинский, Ингушский, Сунженский и Чеченский округа.

ЦИК Горской АССР возглавил чеченец, бывший депутат I Государственной Думы Таштемир Эльдарханов.

В 1922 г. решением Президиума ВЦИК Чечня была выделена в отдельную автономную область. В 1933 г. произошло объединение Ингушской и Чеченской автономных областей в Чечено-Ингушскую автономную область. В 1936 г. она была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР со столицей в г. Грозный.

В противоположность дореволюционной дискриминационной политике всем народам были предоставлены равные политические и культурные права, что считалось главным средством достижения равенства в социально-экономическом развитии разных народов, преодоления отсталости менее развитых этносов.

На территории Татарстана проживало 2851,9 тысяч человек. Татары составляли почти 50% населения, русские – 41,2 %, чуваши – 5,9%, мари – 0,8%.

В республике, наряду с аграрным, росло промышленное производство. Восстанавливали и реконструировали предприятия машиностроения, химической, нефтяной, энергетической, лёгкой и пищевой промышленности. За годы первых двух пятилеток ввели в эксплуатацию 46 крупных предприятий.

Изменилась география размещения индустриальных производств. Появились новые рабочие посёлки, а также новый город Зеленодольск. По числу жителей он занял второе место в республике.

В нач. 1920-х гг. в Сибири происходит упадок сельскохозяйственного производства, на который негативно повлияли предшествующие события и, в первую очередь, войны – империалистическая и гражданская. В Сибири в 1921 году разразился сельскохозяйственный кризис, который продолжался до 1923 года. Посевные площади сократились. Наибольший ущерб претерпели Омская, Новониколаевская и Алтайская губернии, где земледелие имело ярко выраженную товарную направленность. Продовольственная развёрстка, проводившаяся советской властью в Сибири и Северном Казахстане, вызвала острое неприятие местного, в основном казачьего, крестьянского и казахского населения.

Непомерно высокий объём развёрстки, произвол, творившийся продовольственными отрядами, непосильная гужевая повинность вызвали нарастающее недовольство местного населения, которое переросло в начале 1921 года в жестокое, кровопролитное восстание, известное в историографии под названием Петропавловско – Ишимского. Это было самое крупное из подобных крестьянских восстаний, охвативших в ту пору молодую Советскую республику. Оно быстро перекинулось на соседние уезды – Ялуторовский, Тобольский, Курганский и др. В результате этого за короткие сроки советская власть была вновь свергнута на значительной территории Западной Сибири. На востоке восстание охватило Томскую губернию, на северо-западе – Архангельскую. На освобожденной территории отменялись декреты советской власти, вводилась свободная торговля, восстанавливались гражданские свободы. Однако Советы, как органы власти, были сохранены.

Продвижение восстания удалось остановить только в середине февраля 1921 года, используя бронепоезда, артиллерию и регулярные отряды Красной Армии.

В начале 30 гг. в Сибири развернулось мощное индустриальное строительство. Были построены Кемеровская, Сталинская, Новосибирская, Читинская электростанции, работавшие на угле. За 4 года первой пятилетки в Сибири было заложено 47 новых шахт. Самой крупной стройкой Сибири стало сооружение Кузнецкого металлургического комбината. Его строительство началось весной 1929 года, а через 3,5 года там был выдан первый кокс. КМК стал одним из крупнейших в мире аналогичных комбинатов.

После Гражданской войны советская власть получила в разрушенном состоянии грозненскую нефтяную промышленность. Железнодорожный узел бездействовал. Резко сократилось производство и в других отраслях промышленности. Для подъёма всего народного хозяйства требовалось быстрейшее восстановление нефтяной промышленности, которое было завершено к концу 1925 г.

Добыча нефти к концу 1928 г. по сравнению с 1914 г. возросла в 3 раза. К концу первой пятилетки (1928-1932 гг.) Грозненский нефтепромышленный район давал три четверти всей выработки бензина в СССР, заняв ведущее место в стране по производству моторного топлива. Параллельно решался вопрос о подготовке квалифицированных рабочих из числа национальных кадров.

Шёл процесс восстановления местной промышленности. В 1931 г. Президиум ЦИК СССР наградил грозненскую нефтяную промышленность орденом Ленина. Успехи нефтяников позволили увеличить ассигнования в строительство жилого фонда в Грозном.

В 1929 г. в рамках соцсоревнования грозненские нефтяники установили связи с бакинскими промысловиками. Это был первый договор в нефтяной промышленности, оценённый газетой «Правда» как всесоюзное событие. За трудовые отличия несколько грозненских нефтяников в 1931 г. были удостоены права стать участниками круиза вокруг Европы на пароходе «Украина».

Ударничество стало основной формой соревнования в годы первой пятилетки и в Татарстане. В республике ударные бригады впервые появились на железной дороге, затем — в текстильной промышленности, на обувной фабрике «Спартак». Широкое распространение получили также договоры на соревнование между заводами и фабриками, отраслями.

Поездка Сталина в Сибирь, вызванная хлебозаготовительным кризисом 1927-1928 гг. стала началом сплошной коллективизации. 27 декабря 1929 г. Сталин на конференции аграрников – марксистов Сибири объявил войну кулачеству. А т.к. колхоз расценивался среди сибиряков как крепостное право, то и террор приобрел громадный размах. В нач. 1930-х гг. расстреляно около 1 тыс. «контрреволюционеров», арестовано более 10 тыс. кулаков и участников «антисоветских организаций». К лету 1930 года было раскулачено 60 тыс. крестьянских хозяйств.

Представители органов советской власти позволяли себе насильственные методы и акты беззакония по отношению не только к кулакам, но и середнякам.

В ходе раскулачивания в 1930 – 1937 г. в Чечне было ликвидировано 5300 кулацких семей. Десятилетняя колхозная война завершилась в 1937 г. но не решением аграрного вопроса, а нанесением сокрушительного удара по крестьянству и громадному урону сельского хозяйства. По данным советской и зарубежной историографии цифры колеблются в пределах 15 млн. репрессированных, 115-млн. убоя скота, 5-миллиардного уничтожения домашней птицы, и, наконец, голода.

На территории Сибири возникла система спецпоселений и лагерей, которой управлял ГУЛАГ.

Развернувшаяся в стране борьба за ликвидацию неграмотности способствовала повсеместному учреждению школ на родных языках. Либеральная языковая и культурная политика не была для советского правительства самоцелью. С одной стороны, она должна была обеспечивать стабильность многонациональной державы; с другой — служила своего рода рекламной вывеской, рассчитанной на зарубежье, которое должно было быть, по стратегическим замыслам большевиков, вовлечено в революцию. К тому же и школы, и издания на родном языке должны были распространять коммунистическую идеологию среди нерусских народов.

Одной из важнейших проблем Чечни 20 – 30-х. гг. являлась ликвидация безграмотности. По данным переписи 1926 г. на каждые 100 человек населения грамотных чеченцев было всего лишь около 3. Грамотными были, в основном, представители зажиточных слоёв и духовенства. В 1930-е гг. было введено обязательное начальное образование. В 1940 г. СНК принял постановление «О всеобщем обязательном обучении в школах ЧИАССР», который возлагал ответственность на родителей за посещение школы их детьми. К 1940 г. число школ в республике достигло 350, а количество учащихся превысило 127 тыс. чел.

Результаты культурной революции были впечатляющими. В 1920-1930-е гг. в Грозном были открыты педагогический институт, Грозненский нефтяной институт, создается государственный архивный фонд, открыт Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка, искусства и литературы, окружной музей, создано Чеченское книжное издательство «Серло», которое выпустило первый чеченско-русский словарь,

составленный А. Мациевым. В 1941 г. в населённых пунктах Чечено-Ингушетии работало 343 клубных учреждения. В Грозном с 1917 г. выходили газеты «Товарищ», «Известия Совета рабочих и военных депутатов», «Горская беднота». В 1940 г функционировало 248 библиотек. В 1928 г. начинает свою работу грозненская радиостанция.

Индустриализация требовала появления большого количества квалифицированных кадров. Отчасти именно этот процесс заставил запустить в Забайкалье машину борьбы за грамотность. Повсеместно создавались ликбезы, ликпункты, ОДН (общество «Долой неграмотность»). Эти объединения дали знания почти 10 тысячам человек. Те, кто вообще не имел образования, получали двухлетний курс начальной школы, а если уже была начальная ступень — 4 года. Проблему ликбеза в Забайкалье решили в течение 4 лет. В 1938 году открыли первый вуз в Чите — Читинский государственный педагогический институт. В газетах «Забайкальский рабочий», «Забайкальский крестьянин», «На боевом посту» печатались литературные очерки местных авторов. В 30-е гг. публикуются поэмы «Каторга», «На родине», «Аргунь» Константина Седых. В свет выходят произведения С. Шилова, Н. Ященко, Г. Шелеста, И. Луговского.

1928 год подарил забайкальцам радиотрансляционный узел с тридцатью радиоточками.

В 30- гг. происходит значительный подъём в развитии чеченской национальной литературы. Было образовано областное отделение Союза писателей СССР, первым председателем которого был избран М. Мамакаев. Произведения местных авторов переводятся на русский язык. Широкую известность в республике приобретают стихотворения и поэмы С. Бадуева, Ш. Айсханова, М. Мамакаева. Набирает силу и проза. С начала 20-х годов издаются «Чеченские сказки», «Песня о коварном мулле» (Т. Эльдарханова), (С. Бадуева), «Два поколения» (С-Б. Арсанова), пьесы «Утро и вечер», «Колхозный праздник» ( Н. Музаева) и др.

Начало ХХ века по праву считается временем зарождения новой татарской литературы, «золотым периодом» в национальном литературном процессе.

Идейным вождём литературного процесса, безусловно, был Гаяз Исхакый.

Художественное развитие 20-30 гг. испытывало давление политических факторов. Октябрьская революция была воспринята художниками слова неоднозначно: М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, К. Наджми восприняли революцию как обновление жизни, а представители старшего поколения: Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд, Думави оценивали ситуацию как разрушение.

Важнейшие место в башкирско — татарской литературе принадлежит мыслителю, общественному деятелю, писателю, Муфтию, автору 6 – ти томного библиографического труда «Асар» (Памятники) Ризе Фахретдинову. Среди наиболее известных татарских писателей выделился Г. Ибрагимов. Его перу принадлежит книга в трёх частях «Наши дни», драматическое произведение «Новые люди». В 1923 г. опубликовали повесть «Дочь степи», в 1928 г. – роман «Глубокие корни».

Духовная сфера претерпевала нападки атеистического руководства. К началу 1930-х гг. из 12 тысяч мечетей, действующих осталось лишь 2 тысячи. За сворачивание этой политики выступал муфтий Риза Фахрутдинов, однако подобная участь постигла и христианские церкви.

Таким образом, в довоенный период в исторически короткие сроки в сфере культуры национальных регионов произошли значительные перемены, заложившие значительную основу для дальнейшего культурного и научного потенциала республик.

Примеры и разбор решения заданий

1. Ребус – соответствие.

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие. Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.

Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.

Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.

Урок 22. Наш край в 1920―1930-е гг.

Правильный вариант: надписи в соединённых фигурах должны составить следующие фразы:

  1. В 1920 г. образовалась ТАССР
  2. В 1923 г. образовалась Бурят-Монгольская ССР
  3. В 1936 г. образовалась ЧИАССР

2. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Установите соответствие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Произведения

Авторы

«Каторга»

Г. Ибрагимов

Ты уходишь в армию

К. Седых

«Наши дни»

М. Мамакаев

Правильные варианты:

Произведения

Авторы

«Каторга»

К. Седых

Ты уходишь в армию

М. Мамакаев

«Наши дни»

Г. Ибрагимов