Урок 23. Культурное пространство империи в первой половине XIX: наука, образование, художественная культура народов России.

Поделиться:

Конспект
Первую половину XIX века часто называют «золотым веком» культуры, в то время были созданы произведения, ставшие непревзойденными образцами искусства, заложившие традиции национальной культуры.
Фундаментом для стремительного культурного взлета в данный период послужили развитие искусства и науки в предшествующую эпоху просвещения. Отечественное искусство чутко отзывалось на общественные настроения и исторические события первой половины 19 столетия.
Центральным явлением культуры в этот период становится литература, именно в ней находили свое отражение наиболее важные проблемы общества. За сравнительно короткий промежуток времени здесь происходит смена сразу нескольких стилей.
Во второй четверти XIX века появляется русский реализм, показывающий проявления реальной жизни, ставящий наиболее острые вопросы. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина были именно реалистическим произведениями.
Театр стал средоточием светской жизни, здесь находил свое выражение дух времени. Театральная жизнь была сосредоточена в столицах. В Петербурге с 1832 года действовал Александринский театр, построенный по проекту архитектора К.И. Росси. В Москве в 1824 г. был открыт Большой театр, один из крупнейших театров Европы, его возвели на месте сгоревшего в 1805 г. Петровского театра.
В 1830-е гг. на сцене стали появляться реалистические произведения.
Классицизм (или академизм) в живописи активно насаждался Петербургской академией художеств, для него были характерны произведения на библейские или мифологические темы. Академизм нашел отражение в творчестве А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева.
Романтизм в живописи был представлен портретами кисти О.А. Кипренского, художник стремился показать внутренний мир героя, его настроение и переживания. Романтические образы Италии в творчестве С.Ф. Щедрина как бы противопоставлялись крепостнической России.
Реализм начал проявляться в творчестве А.Г. Венецианова, который брал сюжеты для своих полотен из обыденной крестьянской жизни, избегая однако острых социальных тем.
В архитектуре до 1830-х гг. доминирует ампир, или поздний классицизм, это монументальный стиль с богатым декором, должен был демонстрировать могущество государства и военную доблесть.
В 1830-х гг. появляется новый стиль — эклектика, предполагавший заимствование различных элементов из стилей прошлого, он продержался до 1890-х гг. Создателем русско-византийского стиля в архитектуре стал Константин Тон, проектировавший здания Николаевского вокзала, Храма Христа Спасителя, Большого кремлевского дворца, Оружейной палаты, в Москве.
В 1820 г. в ходе экспедиции под руководством М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена была открыта Антарктида.
Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский разработал неевклидову геометрию, которая используется современной физикой.
Академик В.Я. Струве создал Пулковскую обсерваторию, благодаря которой Петербург был назван «астрономической столицей мира».
Э.Х. Ленц обосновал закон теплового действия электрического тока, получивший название «закон Джоуля-Ленца» в физике.
В.С. Якоби разработал электродвигатель и основы гальванопластики.
Крепостные механики братья Черепановы в 1833 г. впервые в России создали чугунную железную дорогу и паровоз.