Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
4 класс
УРОК №23
Раздел «Слово в языке и речи»
Тема: Фразеологизмы
Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
Я научусь:
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
Глоссарий:
фразеологизмы;
синонимы;
антонимы;
словарь фразеологизмов;
словарные слова: ещё
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
«500 Крылатых фраз для детей» И.Д. Агеева, ООО «ТЦ Сфера», 2014
Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
http://getword.ru/ru/slovari.php?table=fedDSL
https://phraseology.academic.ru/
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
— Прочитайте стихотворение.
— Замолчи, Петрусь! – говорят,
— Прикуси язык! – говорят.
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
http://www.detiam.com/библиотечка/
— Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)
— Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)
— А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? (Петрусь выражение «прикуси язык» понял в прямом смысле.)
— А родители выражение «прикуси язык» употребили в переносном смысле.
«Прикусить язык» — это значит, замолчать.
Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)
— Почему? (Меняется смысл выражения.)
Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.
— Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.
Тема: Фразеологизмы.
Цели:
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
Я научусь:
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
2.Объясняющий модуль.
1.) Работа с правилом.
Посмотрите видеофрагмент из мультипликационного фильма «Ивашка из дворца пионеров»
Видеофрагмент.
https://www.youtube.com/watch?v=7CCVbb5a19k
Баба Яга говорит Ивашке такие слова: «твоя взяла» и «чтобы духу его здесь не было».
Что же эти словосочетания означают?
«Твоя (ваша) взяла» — так говорят проигравшие, когда признают победу победившего противника. «Чтобы духу твоего не было» — требование немедленно уйти.
— Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?
Эти сочетания называются фразеологизмами.
Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
Таких выражений в русском языке очень много. Их изучает раздел науки о языке -фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – выражение, logos – учение.
Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.
Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.
Вспомните, в просмотренном видеофрагменте Баба Яга жила в избушке, которая стояла на курьих ножках. «Избушка на курьих ножках» — это тоже фразеологизм.
Фразеологизм «Избушка на курьих ножках» состоит из слов:
избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;
курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;
ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.
А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.
В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы – Яги, в мультфильмах оно обычно изображается на двух больших куриных ногах. А между тем такое название избушки связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и назвали их кУренными или кУрьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.
2.) Чистописание.
Из фразеологизма «Избушка на курьих ножках» выпишите слова с парным согласным в корне.
(Избушка, ножках)
Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.
(б в г д ж з
п ф к т ш с )
3.) Наблюдение над фразеологизмами.
Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.
А.) Любим всем классом
Мы нашего Пашку:
Парень простой он,
Душа нараспашку.
«Душа нараспашку» — слишком откровенный,
прямодушный, простой по характеру человек.
Б.) Свои инструменты достал Игорёк:
Тиски и рубанок, пилу, молоток.
Что хочешь, починит он и смастерит.
В умелых руках вся работа горит.
«Всё в руках горит» — у человека работа спорится, всё получается легко и красиво.
В.) Все новое Мишка всегда затевает —
Он первую скрипку в команде играет.
«Первую скрипку играет» — так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими. Выражение возникло из речи музыкантов. В оркестрах ведущую роль играла первая скрипка.
Г.) Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
Глаз отдыхает.
«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.
Д.) Делать нечего Илюше –
Целый день он бьёт баклуши.
Не рисует, не читает,
Просто время убивает.
«Убивать время» – тратить время попусту.
«Бить баклуши» – бездельничать.
Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».
— Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.
Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.
Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.
6.) Словарная работа.
Найдите во фразеологическом словаре выражение «Ещё конь не валялся» и узнайте, что оно означает.
Фразеологизм «Ещё конь не валялся» означает, что ещё ничего не начато, не сделано.
Запишите это выражение.
Ещё конь не валялся.
Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.
ещё ещё ещё
Назовите все буквы и звуки в этом слове.
(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.
Количество звуков больше, чем букв.
буквы: е, щ, ё
звуки: [й’], [э ], [щ’], [ о])
Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.
7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.
Фразеологизмы близкие по значению:
во все лопатки — быстро бежать;
сломя голову — быстро бежать
когда рак на горе свистнет — никогда
после дождика в четверг — никогда
Фразеологизмы противоположные по значению:
в мгновение ока — очень быстро, мгновенно, моментально
в час по чайной ложке — очень медленно
водить за нос — обманывать
раскрыть глаза — сказать правду
3. Физкульминутка.
А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.
Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.
Хитёр как… (лиса)
Труслив как… (заяц)
Голоден как…( волк)
Здоров как.. (бык)
Изворотлив как … (уж)
4. Тренировочный модуль.
1). Соотнеси фразеологизмы и значения.
рукой подать | проблема, которая уже решена |
золотые руки | очень мало |
кот наплакал | близко |
черепашьим шагом | помощь, причиняющая только вред |
дело в шляпе | очень медленно |
медвежья услуга | руки трудолюбивого умельца |
Проверьте себя:
рукой подать | проблема, которая уже решена |
золотые руки | очень мало |
кот наплакал | близко |
черепашьим шагом | помощь, причиняющая только вред |
дело в шляпе | очень медленно |
медвежья услуга | руки у трудолюбивого умельца |
2). Узнай фразеологизмы по рисунку.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Проверьте себя:
1. «Тянуть кота за хвост»
Фразеологизм «Тянуть кота за хвост» означает нудно, медленно говорить.
2. «Как курица лапой»
Фразеологизм «Как курица лапой» означает писать неразборчиво, неряшливо, некрасиво.
3. «Развесить уши»
Фразеологизм «Развесить уши» означает слушать кого – либо чересчур доверчиво.
4. «Как кошка с собакой»
Фразеологизм «Как кошка с собакой» означает жить недружно, постоянно ссориться.
5.«Наврать с три короба»
Фразеологизм «Наврать с три короба» означает наговорить неправду.
6. «Заруби на носу»
Фразеологизм «Заруби на носу» означает, запомни.
3). Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами и запишите предложения.
Когда дедушка уехал, Вася загрустил.
Маша весь урок была невнимательная.
Ребята после уроков очень долго ждали Диму.
Сегодня Шарик разбудил меня очень рано.
В автобусе подружки разговаривали не переставая.
Слова для справки: повесить нос, битый час, ни свет ни заря, трещали как две сороки, считать ворон
Проверьте себя:
Когда дедушка уехал, Вася повесил нос.
Маша весь урок считала ворон.
Ребята после уроков битый час ждали Диму.
Сегодня Шарик разбудил меня ни свет ни заря.
В автобусе подружки трещали как две сороки.
4.) Догадайтесь, о чём идёт речь?
За него водят, если хотят обмануть.
Они могут разбегаться в разные стороны,
Его держат на замке, когда не хотят говорить лишнего.
Не бельё, а их развешивают доверчивые люди.
Проверьте себя:
1). Догадайтесь, о чём идёт речь?
За него водят, если хотят обмануть. нос
Они могут разбегаться в разные стороны,
глаза
Его держат на замке, когда не хотят говорить лишнего.
рот
Не бельё, а их развешивают доверчивые люди уши.
5.) Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.
Держать … (нос, ухо) востро.
Смотреть сквозь … (розовые, фиолетовые) очки.
Делать из … (жука, мухи) слона.
Не в своей … (кастрюле, тарелке).
Проверьте себя:
Держать ухо востро.
Смотреть сквозь розовые очки.
Делать из мухи слона.
Не в своей тарелке.
6.) Вам нужно найти и выписать только фразеологизмы.
Голубые глаза, не вешать нос, синий нос, прикусить язык, курносый нос, клевать носом, больной язык, тянуть за язык, маленький язык, разбежались глаза, глаза на мокром месте, карие глаза.
Проверьте себя:
Не вешать нос, прикусить язык, клевать носом, тянуть за язык, разбежались глаза, глаза на мокром месте.
7.) Решите кроссворд.
По вертикали:
2. Сесть в ….
3. Держать язык за ….
6. На все руки …
По горизонтали:
1. Строить воздушные ….
4. В ней хранится бесплатный сыр.
5. Бить …
7. Бежать сломя голову.
8. В ней рождается счастливый человек.
Проверьте себя:
8.) Разгадайте филворд. Найдите и объясните фразеологизмы.
Используйте подсказки:
1.Повысили требования.
2.Знать твёрдо, наизусть.
3.Слегка перекусить.
4. Нарушать, ломать порядок.
5. Человек, который отличается от других.
Проверьте себя:
1.Повысили требования. – закрутили гайки
2.Знать твёрдо, наизусть. – знать назубок
3.Слегка перекусить. – заморить червячка
4. Нарушать, ломать порядок. — кувырком
5. Человек, который отличается от других. – белая ворона
5.Контрольный модуль
1.) Найдите лишний фразеологизм и запишите его в своей тетради (два фразеологизма являются синонимами, а третий — лишний).
Вариант 1
А) хоть пруд пруди;
Б) куры не клюют;
В) кот наплакал;
А) черепашьим шагом;
Б) во весь дух;
В) во все лопатки;
А) все как на подбор;
Б) никуда не годится;
В) один другого лучше;
Проверьте себя:
А) хоть пруд пруди;
Б) куры не клюют;
В) кот наплакал;
А) черепашьим шагом;
Б) во весь дух;
В) во все лопатки;
А) все как на подбор;
Б) никуда не годится;
В) один другого лучше;
2.) Найдите лишний фразеологизм и запишите его в своей тетради (два фразеологизма являются синонимами, а третий — лишний).
Вариант 2
А) на кудыкину гору;
Б) за тридевять земель;
В) рукой подать;
А) сложа руки;
Б) в поте лица;
В) не покладая рук;
А) тьма – тьмущая;
Б) с гулькин нос;
В) вагон и маленькая тележка;
Проверьте себя:
А) на кудыкину гору;
Б) за тридевять земель;
В) рукой подать;
А) сложа руки;
Б) в поте лица;
В) не покладая рук;
А) тьма – тьмущая;
Б) с гулькин нос;
В) вагон и маленькая тележка;
3) Вам нужно подобрать к фразеологизму соответствующий рисунок.
Вариант 1
Нем как … упрям как … грязный как … .
Проверьте себя:
Нем как (рыба)
упрям как (осёл)
грязный как (поросёнок)
4) Вам нужно подобрать к фразеологизму соответствующий рисунок.
Вариант 2
Колючий как … надут как … болтлив как … .
Проверьте себя:
Колючий как (ёж)
надут как (индюк)
болтлив как (сорока)
5). Отгадайте и запишите фразеологизмы. Вариант 1
1. Она находиться в постоянных хлопотах и заботах.
2. Их кладут на полку голодные люди.
3. Им дают волю драчуны.
Дать волю рукам.
Класть зубы на полку.
Вертеться как белка в колесе.
Проверьте себя:
1. Находиться в постоянных хлопотах и заботах. — Вертеться как белка в колесе.
2. Их кладут на полку голодные люди. — Класть зубы на полку.
3. Им дают волю драчуны. — Дать волю рукам.
6) Отгадайте и запишите фразеологизмы. Вариант 2
1.Он в голове у несерьёзного человека.
2. В них пускают пыль, создавая ложное впечатление о себе.
3. Её набирают в рот, когда молчат.
Как в рот воды набрал.
Ветер в голове.
Пускать пыль в глаза.
Проверьте себя:
1. Он в голове у несерьёзного человека. — Ветер в голове.
2. В них пускают пыль, создавая ложное впечатление о себе. — Пускать пыль в глаза.
3. Её набирают в рот, когда молчат. — Как в рот воды набрал.
6.Рефлексия.
— Что называется фразеологизмами?
(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Мы должны объяснять значение всего устойчивого словосочетания, а не отдельных слов, которые в него входят.)
Приведите примеры.
— Для чего используют в речи фразеологизмы? (Употребляя в своей речи фразеологизмы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)
— Закончи утверждения.
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось…
У меня не получилось …
7. Домашнее задание.
Учебник с. 50 упр. 76