Урок 24. Внутренняя политика и великие реформы Александра II. Промышленный переворот. Крестьянская реформа 1861 года.

Поделиться:

Конспект
Рассматриваются особенности промышленного переворота и предпосылки реформ 1860-1870-х гг.
Дано представление о содержании и особенностях крестьянской реформы 1861 года.
Рассмотрены реформы в области судопроизводства, местного самоуправления, военного дела и образования.
Показывается, как в результате реформ стали работать суды, каким образом был организован призыв на военную службу, кто мог участвовать в выборах в органы местного самоуправления и как были устроены эти органы — земства и городские думы.
Рассматривается типология начальных, средних и высших учебных заведений.
Демонстрируются картины и фотографии, связанные с указанными темами, а также схемы и определения.
Земства – выборные органы местного самоуправления. Введены реформой 1864 года. Существовали до 1917 года.
Гимназии – учреждения среднего образования в России XVIII-начала XX веков. В гимназиях большое внимание уделялось изучению иностранных языков (в том числе древних), а также математике, истории, изучению законов.
Временнообязанные крестьяне – крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и обязанные выполнять прежние повинности (оброк или барщина) в пользу барина до момента выкупа ими земельного надела.
Главный комитет – полное название «Главный комитет по крестьянскому делу» — правительственное учреждение (в 1858-1861), созданное для рассмотрения проектов отмены крепостного права и выработки окончательного проекта реформы.
Суд присяжных – форма судопроизводства, при которой виновность или невиновность устанавливается не профессиональными юристами, а присяжными заседателями – случайно выбранными людьми из числа полноправных граждан, проживающих в данной местности и имеющих безупречную репутацию. Присяжные заседатели стали работать на уровне окружных (губернских) судов по итогам судебной реформы 1864 года. Институт суда присяжных в России упразднён в 1917. Восстановлен в 1993.
Высшие женские курсы – система высшего образования для женщин в Российской империи. Созданы в 1869.