Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок № 25. Десятичные и натуральные логарифмы.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) Понятие десятичного логарифма
2) Понятие десятичного логарифма
3) Формула перехода к новому основанию логарифма
Глоссарий по теме
Десятичный логарифм числа – логарифм по основанию 10.
Пишут
вместо
.
Натуральный логарифм числа – логарифм этого числа по основанию ![]()
Пишут
вместо
.
Число
– иррациональное число
.
Формула перехода к новому основанию:
.
Дополнительные формулы:
![]()
![]()
![]()
![]()
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. – М.: Просвещение, 2014. – 384 с.
Дополнительная литература:
Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2008. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2007. 256 с.
Открытые электронные:
http://fipi.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Благодаря научному и техническому прогрессу, чтобы вычислить значения логарифмов, уже редко пользуются таблицами, на помощь приходит инженерный микрокалькулятор. И в том и другом случае вычисляются только десятичные или натуральные логарифмы.
Десятичный логарифм числа – это логарифм по основанию 10 и пишут
вместо
.
.
Натуральный логарифм числа – это логарифм этого числа по основанию
, где
– иррациональное число
и пишут
вместо
.
.
Остается вопрос, как находить значения логарифмов по другим основаниям?
Для этого вспомним основное логарифмическое тождество:
.
Прологарифмируем обе части по основанию с (т. е. вычислим логарифм по основанию с левой и правой части равенства.):
.
Применим свойство логарифма степени
:
.
Разделим обе части на
:
. Мы вывели формулу перехода к новому основанию.
![]()
На заметку:
и
.
По формуле перехода к новому основанию приведем
к десятичным и натуральным логарифмам.
Формула перехода к десятичным логарифмам:
![]()
Формула перехода к натуральным логарифмам:
![]()
Пример 1. Вычислить
. (Понадобится инженерный миктокалькулятор)
Ответ: 3,99.
Пример 2. Решить уравнение:
![]()
1. Перейдем к одному основанию 5: ![]()
![]()
2. Одинаковый знаменатель
.
![]()
3. Применим свойство логарифма частного:![]()
![]()
4. Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, знаменатель не равен нулю.
![]()
5. Воспользуемся определением логарифма.
![]()
6. Вычислим значение ![]()
![]()
![]()
Ответ: 0,5
Задача 1.
Вычислить ![]()
- перейдем к основанию 3 по формуле

-
, т. к. 
![]()
.
![]()
Ответ: ![]()
Задача 2.
Вычислить
.
- Используем свойство степеней
. - Заменим
.
=
![]()
- Применим основное логарифмическое тождество
![]()
Ответ: 50.
Задача 3.
Вычислить
![]()
- Перейдем к одному основанию, например, 2 по формуле

![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Найдите значение выражения
![]()
Решение: ![]()
![]()
![]()
Ответ: 6
№2. Найдите значение выражения
.
Решение: ![]()
![]()
Ответ: -5



Урок 25. Десятичные и натуральные логарифмы