Урок 25. Словари. Лексический анализ слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 25

Словари. Лексический анализ слова

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Различные виды словарей.

2. Использования словарей различного типа.

3. Лексический анализ слов.

Тезаурус

Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык. Составлять словарь.

Поме́та – специальное указание в словаре на какие-либо характерные признаки слова или его употребления. Грамматические, стилистические пометы.

Справочник –  книга, в которой можно навести справку, которая содержит краткие сведения по какому-либо вопросу, предмету, области знаний. Технический справочник. Справочник по правописанию.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

5. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.

6. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте поговорим о словарях русского языка. Вы уже хорошо знаете некоторые из них. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который создавался с 1819 года. Первое четырёхтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 год.

Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом.

Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова.

Словарей в языке много. Перечислим основные: словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический. Большинство словарей существует в версии для школьников.

В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. Проверка слова идёт сразу по многим источникам, о которых говорится в разделе «О словарях портала».

У любого человека, который регулярно пользуется Интернетом, может возникнуть вопрос: зачем нужны словари? Можно в Интернете найти ответ на любой вопрос, пользуясь поисковой системой.

Желательно в решении спорного вопроса пользоваться и бумажным, и электронным словарём. И при этом смотреть на год выхода словаря в свет. Мы должны понимать, когда слово появилось в языке, успело ли оно прочно в нём закрепиться и попасть в словарь.

Вот пример в доказательство. Как писать слово риелтор?

Это слово, осваиваясь в языке, испытывало колебания в написании (что часто происходит с заимствованными словами), но сегодня нормативным является только один вариант: риелтор. Смотрите «Русский орфографический словарь»: Российской Академии наук, под редакцией Лопатина В. В., Ивановой О. Е. Москва. 2012 год. А в словаре 2004 года было зафиксировано другое написание слова. 

Делаем вывод: доверять нужно авторитетным источникам, которые ближе всех находятся к нам по времени.

Чтобы пользоваться словарями без затруднений, нужно знать основные правила и понимать назначение словаря. Посмотрите на три словарные статьи.

Пастель. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pastel итал. Pastello «цветной карандаш», суф. производного от pasta «тесто». Цветные карандаши делались из сухих красок на тесте.

Невзрачный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Непривлекательный, некрасивый на вид. Н-ая девушка. Н-ая наружность. Н. город. Н-ая квартира, мебель. Н. пейзаж. Невзрачно, нареч. Город выглядел н.

газопрово́д,а! неправ. газопро́вод

степь, степи́ и стéпи, тв. стéпью, предл. в степи́, мн. стéпи, степéй [сьть]

В первом случае говорится о происхождении заимствованного из французского языка слова пастель, но ничего не говорится о произношении слова, хотя это важно. Это словарная статья из этимологического словаря, его назначение – объяснить происхождение слова в русском языке.

Во второй словарной статье даётся толкование прилагательного невзрачный, примеры его употребления.  Даны грамматические пометы. Это фрагмент толкового словаря.

Третий пример из орфоэпического словаря, задача которого – показать произношение слова и его форм. 

Как правило, словарная статья толкового словаря включает: слово, грамматические пометы, толкование лексического значения, пример употребления в речи.

Есть интересный словарь, который называется обратным. Все слова в нём, как и в других словарях, расположены по алфавиту, только начиная с последней буквы. Этот принцип используется в грамматическом словаре, так как его основная задача – отразить систему словоизменения.

Некоторые люди пользуются этим словарём, чтобы подобрать рифмы к словам.

Словари в умелых руках – это наши помощники. Пользоваться ими нужно с умом.

Тренировочные задания

Множественный выбор

Найдите неверные утверждения.

Во фразеологическом словаре содержится толкование значений фразеологизмов.

В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.

В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.

В словаре иностранных слов есть примеры употребления слов в речи.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждое утверждение, помня о назначении каждого словаря. Первое утверждение верно. Во втором утверждении говорится об орфографическом словаре, назначение которого – объяснить написание слова. Утверждение неверно. В третьем утверждении есть ошибка: у существительных в толковом словаре есть грамматическая помета рода. В четвёртом утверждении нет неточностей.

Правильный ответ

В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.

В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствие между терминами и определениями.

Улан

Драгун

Кирасир

Гусар

В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер лёгкой конницы. Внешним отличительным атрибутом был высокий, четырёхугольный монгольский головной убор (уланка или конфедератка).

В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для конных и пеших военных действий). 

В российской армии с 18 в. до 1917 г.: всадник тяжёлой кавалерии, защищённый кирасой и каской. 

В российской армии и армиях некоторых стран 17-20 вв.: солдат или офицер из частей лёгкой кавалерии. Одежда: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги.

Анализируем толкования значений слов и изображения. Следует обратить внимание на особенности одежды. Так, у улана это четырёхугольный головной убор, у кирасира – каска, у гусара – короткий мундир, сапоги, высокая цилиндрическая шапка.

Правильный ответ

А) гусар, б) драгун, в) кирасир, г) улан