Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 26
Повторение и обобщение материала по теме
«Лексикология. Фразеология. Культура речи»
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Обобщение и систематизация изученного материала. совершенствование навыка работы со словарями.
2. Лексический анализ слова.
3. Работа с информационными источниками.
Тезаурус
Исконно русские слова – слова, которые возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков. Баба-яга. Сосуд.
Заимствованные слова – слова, которые пришли в русский язык из других языков. Баскетбол (англ.). Пальто (фр.).
Архаизмы – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке. Очи – глаза. Выя – шея.
Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений. Фельдъегерь. Веретено.
Диалектизмы – территориально ограниченные слова. Бурак. Векша.
Профессионализмы – слова, употребляемые представителями одной профессии, сферы деятельности. Верстак. Карбюратор.
Жаргонизмы – слова, употребляемые представителями социальных групп, объединённых по возрасту, профессии, принадлежности к общественному классу.
Высокая лексика – стилистически окрашенная лексика, которая употребляется в ораторской, художественно-поэтической речи. Стезя. Верноподданный.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл. Как с гуся вода. Курам на смех.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
- Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
- Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru
- Сайт Словари.ру http://slovari.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Нам предстоит обобщить информацию из разделов «Лексикология», «Фразеология», «Культура речи». Для этого мы будем создавать словарь одного слова. Пусть это будет слово рука.
Начнём с толкования значения слова. Что такое рука? Рука – это каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев.
В этом значении слово употребляется чаще всего. У человека две руки, протянуть руку для приветствия, помыть руки перед едой. Но у слова рука есть и другие значения. Мы говорим: рука мастера, это рука Пушкина, имеем в виду почерк, творческую манеру кого-либо.
Когда нужно получить согласие на замужество, просят руки, предлагают руку и сердце.
Это не все значения слова рука, но мы уже можем сделать вывод: это слово многозначное.
В нашем словаре есть этимологическая страница. Выясним происхождение слова рука. Первоначальная гипотеза – слово исконно русское. Проверим её с помощью этимологического словаря.
Образовано слово от праславянского, от которого произошли: древне-русское рука, русское, украинское, белорусское рука́.
Гипотеза подтвердилась.
Любопытно, что среди слов, называющих руку и её части, есть устаревшие. Так, раньше у правой и левой руки были свои названия. Шуйца – левая рука, десница – правая. Ладонь называлась длань, палец – перст.
Продолжаем наше исследование. Определим сферу употребления слова. Гипотеза: слово является общеупотребительным. Новый частотный словарь русской лексики доказывает нашу гипотезу. Слово входит в десятку самых употребительных имён существительных, занимает 7-ое место в рейтинге.
Об общеупотребительности свидетельствуют и фразеологизмы со словом рука.
Золотые руки
Рукой подать
Горит в руках
С протянутой рукой
Протянуть руку помощи
Приложить руку
Нечист на руку
Развязать руки
Умывать руки
По рукам!
Чужими руками загребать жар
Руки в брюки
И много других фразеологизмов.
Вот пример фразы сразу с тремя фразеологизмами:
Отдавать нужно в добрые руки, держать себя – в железных руках, а обладать – золотыми.
Обобщим наши результаты. Выполним лексический анализ слова рука из фрагмента стихотворения «Мамины руки». Автор – Георгий Граубин.
Всякими были они,
Добрые мамины руки.
Помню их в светлые дни,
В горькие годы разлуки.
В детстве они, как броня,
Нас от беды прикрывали,
Мази втирали в меня,
За руку ласково брали.
Слово употреблено в тексте в прямом значении. Оно многозначное. Синонимов, антонимов, омонимов не имеет. По происхождению исконно русское. Общеупотребительное. Стилистической окраски не имеет. Нейтральное. Входит в активный запас слов. Может входить в состав многих фразеологизмов. Как рукой сняло, рука руку моет, из первых рук, набить руку.
Наше исследование не закончено. Посмотрим на особенности употребления слова рука. В речи взрослых иногда можно услышать фразу: «У тебя своя рука в министерстве – похлопочи за меня». Здесь слово рука в значении «высокопоставленное лицо, способное оказать покровительство» имеет разговорный оттенок.
Если нужно выразить своё отношение к руке, рукам, мы образуем от них слова с оценочными суффиксами: ручонка – о маленькой руке, ручища – о большой.
Если нужно указать на определённую часть руки, мы используем слова кисть, плечо, локоть, предплечье. Эти слова чаще всего используются в научной речи.
Дополним наш словарь орфоэпической страничкой.
Нужно правильно произносить слова и фразы: схватить за́ руку (за́ руки); взять плащ на́ руку; наложить повязку на ру́ку; взять ребёнка на́ руки; передавать с рук на́ руки; сказать по́д руку; вести по́д руки; идти рука о́б руку.
Если продолжить исследование, то у нас появятся новые странички словаря одного слова: словообразовательная, морфологическая, синтаксическая. Но это тема других уроков.
Тренировочные задания
Подчёркивание элементов
Прочитайте текст. Найдите в нём слова сниженного употребления. Подчеркните их.
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает.
Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону.
Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. (М. Зощенко)
Для выполнения задания нужно обратить внимание на слова ограниченного употребления, необычно звучащие. Стакашек – стакан, чаишко – чай, малость – мало, кокнул – разбил, выкушал – выпил.
Правильный ответ
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает.
Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону.
Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. (М. Зощенко)
Выбор элементов из выпадающего списка
Определите, к активной или пассивной лексике относятся слова.
Зипун (активная, пассивная)
Вечер (активная, пассивная)
Костёр (активная, пассивная)
Светлый (активная, пассивная)
Ланиты (активная, пассивная)
Чело (активная, пассивная)
Офлайн (активная, пассивная)
Ситком (активная, пассивная).
Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что к пассивной лексике относятся слова, которые в современном языке употребляются редко. Потому что уже вышли из лексикона (зипун, ланиты, чело) или ещё не вошли в активный лексикон носителей языка (ситком, офлайн).
Правильный ответ
Зипун (активная, пассивная), вечер (активная, пассивная), костёр (активная, пассивная), светлый (активная, пассивная), ланиты (активная, пассивная), чело (активная, пассивная), офлайн (активная, пассивная) ситком (активная, пассивная).