Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
4 класс
УРОК № 26
Тема: Части речи
Раздел «Слово в языке и речи»
Я вспомню: что такое имя существительное
Я научусь:
Определять род, число, падеж имён существительных;
Находить имена существительные в тексте;
Объяснять их лексическое значение
Глоссарий:
Имя существительное
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Род имени существительного
Число имени существительного
Падеж имени существительного
Склонение имени существительного
Словарные слова: молоток, пальто, платок.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
Прочитайте слова и разделите их на 3 группы.
Соблюдать, встать, школьные, теплое, кот, грядка, весёлый, новая, облако.
Учитель:
— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
— Какие 3 группы у вас получились? (1 группа — имена существительные; 2 группа – имена прилагательные; 3 группа – глаголы)
— Какие слова вы отнесли к 1 группе и почему? (Кот, грядка, облако. Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)
— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Школьные, веселый, теплое, новая. Это имена прилагательные. Они отвечают на вопросы: какие? какой? какое? какая? И обозначают признак предмета)
— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Соблюдать, встать. Это глаголы. Они отвечают на вопросы: что делать? что сделает? и обозначают действие предмета.)
Прочитайте стихотворение А. Абалихина.
Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
Найдите в стихотворении слова, называющие животных, предметы окружающего мира, окружающее пространство, действия, время, явления природы.
(Животные: стрекоза, птица;
Предметы окружающего мира: пшеница, пыль, полынь, солнце, облако;
Действия: трепет;
Явления природы: жара, ветер;
Состояние: печаль;
Время: миг;
Окружающее пространство: небо, дорога, даль )
В чём особенность этого стихотворения? (Все слова в этом предложении имена существительные.)
Сегодня мы будем говорить о частях речи и именах существительных.
Тема: Части речи.
Цели:
Я вспомню: что такое имя существительное
Я научусь:
Определять род, число, падеж, имён существительных;
Находить имена существительные в тексте;
Объяснять их лексическое значение
2.Объясняющий модуль.
1. Работа с правилом.
1)Прочитайте стихотворение Юнны Мориц.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
Как бы вы ответили на вопрос первого предложения?
К каким частям речи относятся подчёркнутые слова?
Перечислите имена существительные. (Вышина, тишина, тучи, ветер, солнце, звёзды, луна.)
Распределите имена существительные в 3 группы. По какому признаку будем это делать?
(По роду имени существительного.)
Ж.р.: вышина, тишина, луна, картину.
Ср.р.: солнце, окна.
М.р.: ветер.
Почему слова «тучи», «звёзды» не попали ни в какую группу?
(Тучи, звёзды – имена существительные во множественном числе.)
Как мы определяем род существительных во множественном числе? (По начальной форме.)
Что является начальной формой имени существительного? (Это слово в форме единственного числа, отвечающее на вопрос кто? или что?)
Поставьте слова «тучи», «звёзды» в начальную форму и определите род.
Тучи – туча (ж.р.), звёзды – звезда (ж.р.).
Делаем вывод:
Имена существительные бывают женского, среднего и мужского рода.
Имена существительные изменяются по числам.
2) Как ещё изменяются имена существительные?
(Имена существительные изменяются по падежам.)
Вспомните. В русском языке 6 падежей.
Перечислите название падежей с вопросами.
Именительный падеж (есть) кто? что?
Родительный падеж (нет) кого? чего?
Дательный падеж (дать) кому? чему?
Винительный падеж (вижу) кого? что?
Творительный (горжусь, творю) кем? чем?
Предложный падеж (думаю) о ком? о чём?
(В скобках даны вспомогательные слова, которые помогают определять падеж.)
Проверьте правильно ли определил падеж имён существительных ученик Петров в сценке Л. Каминского «Наши падежи».
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Учитель (диктует): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться»
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Определи, в каких падежах стоят эти существительные.
Ученик: «Папа и мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» — это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у «поведения» падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный. Ну, а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!
Учитель: Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Конечно, пятёрку!
Учитель: В каком падеже ты назвал это слово — “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
(По Л. Каминскому)
(http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1.htm#%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B07)
Р.п. Р.п. И.п. Т.п. В.п. Д.п.
Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.
Правильно ли ученик определял падежи? (Нет.)
А как же правильно? Исправьте ошибки, допущенные учеником Петровым.
Вспомните правило: Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
Ругали (кто?) папа, мама (И.п.)
Ругали (кого?) Вову (В.п.).
Ругали за (что?) поведение (В.п.)
Молчал (кто?) Вова (И.п.)
Дал (что?) обещание (В.п.)
И.п. И.п. В.п. В.п. И.п. В.п.
Р.п. Р.п. И.п. Т.п. В.п. Д.п.
Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.
Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание.
Как вы думаете, для чего нужно ли уметь правильно определять падеж существительного?
Знание о падежах и склонении существительных поможет нам не ошибиться в написании безударных окончаний.
Например, И.п. ВОва, Р.п. ВОвы, Д.п. ВОве, В.п. ВОву, Т.п. ВОвой, П.п. (о) ВОве
3)Разберите предложение по членам предложения и обозначьте части речи.
Иринка шла по шумной улице Санкт-Петербурга.
Кто? Иринка (сущ.) — подлежащее;
Что делала? шла (глагол) – сказуемое;
Где? улице (сущ.) – обстоятельство;
Какой? шумной (прил.) – определение;
Чего? Санкт-Петербурга (сущ.) – дополнение;
По – предлог
В какой роли в этом предложении выступают имена существительные? (Подлежащее, дополнение, обстоятельство.)
Почему одни имена существительные написаны с большой буквы, другие ― с маленькой буквы?
(Иринка – имя; Санкт-Петербург – название города. Это имена собственные, их пишут с большой буквы. Остальные нарицательные существительные.)
На какой вопрос отвечают имена существительные «Иринка», «Санкт-Петербург»?
Кто? Иринка, что? Санкт-Петербург.
Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные.)
А как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевлённые.)
4) Сделаем вывод: что такое имя существительное?
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Какими бывают имена существительные?
Имена существительные бывают женского, среднего и мужского рода, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.
Как изменяются имена существительные?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
В какой роли чаще всего выступают имена существительные в предложении?
В предложении выступают в роли подлежащего, обстоятельства или дополнения.
4. Тренировочный модуль.
1.Чистописание.
Пропишите строчные и прописные буквы, с которых начинаются имена собственные в предложении «Иринка шла по шумной улице Санкт-Петербурга».
Ии Сс Ии СС
Выпишите имена собственные
Иринка, Санкт-Петербург
Спишите это предложение.
2. Словарная работа.
А.Отгадайте загадки.
1.Сам деревянный,
А голова железная. (молото́к)
2.Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, … !( пальто́)
3.Хлюпает ли мокрый нос,
Иль из глаз потоки слез, —
Выручит нас лоскуток —
Это носовой… (плато́к)
К какой части речи относятся слова – отгадки? (Имена существительные.)
Назовите орфограммы в этих словах.
Б. Напишите отгадки, выделите орфограммы и определите род.
Молоток, пальто, платок.
В. С одним из слов составьте и напишите предложение.
3. Вставьте в правило пропущенные слова.
Слова, которые обозначают _______ и отвечают на вопросы кто? или ____, называются именами _________.
Имена существительные бывают женского, _______ и ______ рода, одушевлённые и _______, собственные и _________.
Имена существительные изменяются по _______ и падежам.
4. Закончите утверждение.
Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно ….
а) найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос
б) по предлогу определить падеж
в) просклонять слово
5. Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Определите род имён существительных.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
6. Спишите стихотворение. Укажите число имён существительных.
Твой долг ― любить и уважать
Родителей: отца и мать.
Быть верным другом младшим братьям
И всем, чем можно, помогать им.
(С. Маршак)
7. Спишите. Запишите вопрос к именам существительным и укажите падеж.
Рагу (…..) из помидоров (….)
Приехать ( …..) в город (…)
Светить (…..) фонариком (…)
Приготовил (….) обед (…)
Написать (….) сестре (…)
Плыть (….) в лодке (…)
Сидит (….) старушка (…)
Испугаться (….) крика (…)
8. Соберите предложения. Укажите падеж существительных. Подчеркни главные члены предложения.
королевские, принесли, слуги, дому, Золушки, к, туфельку, хрустальную.
спряталась, за, Золушка, печкой.
5.Контрольный модуль
1. Выберите правильное утверждение.
а. Имена существительные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая?, какое?
б. Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
в. Имена существительные обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён существительных.
З(и/е)мляника, ул(е/и)ца, р(о/а)стение, м(е/и)тро, с(о/а)лдат, к(о/а)ртофель.
3. Соберите предложение. Укажите падеж имён существительных.
опушках, земляника, лесных, на, полянках, растёт, и, душистая
6.Рефлексия.
— Что называется именем существительным?
— Какими бывают имена существительные? Приведите примеры.
— Как изменяются имена существительные?
— В какой роли чаще всего выступают имена существительные в предложении?
— Закончи утверждения:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось,,,
У меня не получилось …