Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Образование Золотой Орды.
  2. Золотая Орда: население, государственный строй, религии, экономика и культура.
  3. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения.
  4. Образование и устройство Литовско — Русского государства.
  5. Союз Литвы и Польши.

Тезаурус

Баскак – представитель монгольского хана в завоёванных землях, занимавшийся сбором налогов (дани).

Владычество – господство.

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение. 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
  5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века» (видеолекция «Русские земли в эпоху ордынского владычества» https://histrf.ru/lectorium/lektion/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva ).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана – Чингизиды. Столицей Монгольского государства был город Каракорум. Здесь жил великий хан, глава всей империи. Позже внук Чингисхана, Хубилай, перенёс столицу в Пекин. Монгольский хан стал одновременно и китайским императором. Династию, основанную Чингизидами в Китае, китайцы называли Юань.

На землях к востоку от Руси располагалась Золотая Орда, которую возглавлял внук Чингисхана Батый. Золотая Орда включала в себя Половецкую степь, земли Волжской Булгарии, Поволжье, Крым, Западную Сибирь и Приуралье. Её столицей был город Сарай, расположенный в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позже столицей Золотой Орды стал город Новый Сарай. В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV – начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

Государственной религии в Орде долгое время не было. Монголы в большинстве своём оставались язычниками, но в Орде жили люди разных вероисповеданий. Ханы допускали религиозную свободу. Так, в 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, а в 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству князя Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана. Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял внук Чингисхана царевич Даир, почитаемый Русской Православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. А татарский мурза Чета, в крещении Захарий, добровольно принял христианство и около 1330 г. основал знаменитый Ипатьевский монастырь под Костромой. Но по мере укрепления государства возникла необходимость в единой религии. В начале XIV в. в правление хана Узбека ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды.

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева и др. Важную роль играла торговля, развитию которой способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, ювелирные изделия, меха, зерно, кожа, мёд, лес, рыба, икра и др.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов – Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азов и др. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия.

В 1243 году по требованию хана Батыя в Орду были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, которого хан назначил старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. Так, в 1246 году в Орде за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды был убит князь Михаил Черниговский. Русская Православная церковь причислила князя к лику святых. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, разжигали соперничество и распри между князьями.

В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Самой тяжёлой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1257-1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения Руси взимались различные внеочередные платежи – корм (налог на содержание должностных лиц), ям (налог на содержание почтовой службы) и др.

Сбор дани часто сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Любые попытки неповиновения Орде заканчивались тем, что ханы отправляли на Русь карательные отряды, которые несли смерть, разорение и потерю свободы жителям русских земель. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые её северо — западные земли, защищённые лесами и болотами, избежали погрома. Однако угроза нависла и над ними.

Соседями Руси на северо-западе были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены крестоносцами, которые захватывали из земли под предлогом распространения христианства. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и её притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали своё государство. Во главе его в 30-е гг. XIII в. встал князь Миндовг. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена монгольским нашествием, он стал подчинять себе близлежащие русские земли. Под его властью оказались города Гродно, Берестье, Пинск и др. Многие жители западнорусских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя. Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали им как с запада – крестоносцы, так и с востока – монголы. После гибели Миндовга в княжестве начались усобицы.

Своего расцвета Литовские княжество достигло в правление князя Гедимина (1316 – 1341). Под его властью оказались почти все земли Западной Руси: Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская, Киевская. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно. Русские земли в составе Литовского княжества сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей княжеств, посадив на местные престолы своих родственников – Гедиминовичей. Князья-наместники собирали дань и уплачивали её великому литовскому князю. Чтобы сблизиться с русским населением многие литовские князья принимали православие. Оставаясь язычником, Гедимин не ущемлял права Русской Православной церкви. В то же время он установил контакты с католиками, в Вильно появились первые католические монастыри. К концу княжения Гедимина русские земли составляли более двух третей всей территории Литовского государства, а в западноевропейских странах Гедимина называли королём Литвы и Руси.

Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345 – 1377) продолжил политику отца по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Присоединение этих земель к Литве вызвало недовольство в Орде. Однако в 1362 г. Ольгерд разгромил крупное ордынское войско. Долгую борьбу Ольгерд вёл с Польским королевством из-за Волыни, которая была присоединена к Литве. После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве вновь начались усобицы.

Во второй половине XIV в. серьёзную угрозу и для Литовского княжества, и для его соседа – Польского королевства стал представлять Тевтонский орден. Часть литовской знати решила объединиться с католической Польшей, чтобы совместными усилиями вести борьбу против крестоносцев. В 1385 г. была заключена Кревская уния Литвы и Польши. Великий князь литовский Ягайло, сын и преемник Ольгерда, принял католичество и, женившись на наследнице престола Польши Ядвиге Ягеллонке, стал одновременно и польским королём. Ягайло объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского.

Преимущество получили поляки и католики в Литве, что вызвало возмущение православного населения княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил двоюродный брат Ягайлы князь Витовт. В 1392 г. он добился независимости Великого княжества Литовского и был признан великим князем литовским. При этом Витовт формально признавал верховную власть польского короля Ягайлы. Витовт продолжил политику расширения своих владений за счёт русских земель. Так, в 1404 г. он захватил Смоленск. Общая угроза со стороны тевтонских рыцарей заставила Ягайло и Витовта объединить свои силы. В 1410 г. войска Польши и Литвы нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при деревне Грюнвальд. Решающую роль в исходе Грюнвальдской битвы сыграли три смоленских полка.

Вскоре между Ягайлой и Витовтом было подписано новое соглашение: в обмен на признание фактической независимости Литвы Витовт объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского. Со временем православное население в составе Литовского государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Русские земли находились в экономической и политической зависимости от Орды. Зависимость Руси от Орды привела к экономическому отставанию русских земель от стран Западной Европы и изменению характера княжеской власти.

В XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей, а православное население Литовского княжества стало подвергаться национальному и религиозному гнёту.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.

А) Образование Золотой Орды

1) 1299 г.

Б) Перенос резиденции митрополита из Киева во Владимир

2) 1261 г.

В) Основание в Орде православной епархии

3) 1243 г.

Г) Строительство в Орде первого православного храма

4) 1260 г.

Правильный ответ:

А) Образование Золотой Орды

3) 1243 г.

Б) Перенос резиденции митрополита из Киева во Владимир

1) 1299 г.

В) Основание в Орде православной епархии

2) 1261 г.

Г) Строительство в Орде первого православного храма

4) 1260 г.

Задание 2. Выберите несколько вариантов ответа. К числу положительных последствий присоединения западных и юго-западных русских земель к Литве относятся?

Варианты ответов:

А) Совместными усилиями Литовско-Русское государство успешно противостояло угрозе как с запада, так и с востока.

Б) Православие в XIV в. стало государственной религией Великого княжества Литовского

В) Более высокая культура русских земель оказала положительное влияние на литовскую культуру и государственность.

Г) Русский язык долгое время был государственным языком Литовского княжества.

Д) Русские жители Литовского государства смотрели на литовцев как на завоевателей.

Е) На присоединённых к Литве русских землях проходило национально-освободительное движение.

Правильный ответ:

А) Совместными усилиями Литовско-Русское государство успешно противостояло угрозе как с запада, так и с востока.

В) Более высокая культура русских земель оказала положительное влияние на литовскую культуру и государственность.

Г) Русский язык долгое время был государственным языком Литовского княжества.